Места для дорогих гостей

Новая гостиничная программа Москвы делает ставку на развитие отелей «2–3 звезды». Девелоперы проектируют бюджетные гостиницы, но с ценой номера, как в дорогих
А.Махонин/ Ведомости

Согласно исследованию развития мировой туристической индустрии, которое провела Hilton Worldwide, доля России на мировом рынке гостиничных услуг не превышает 1%.

Меньше, чем за рубежом

По числу качественных отелей Москва проигрывает многим крупным городам дальнего зарубежья. GVA Sawyer оценивает качественный номерной фонд столицы в 21000 номеров, Jones Lang LaSalle Hotels – в 15000 номеров. В мировых финансовых центрах, одним из которых планирует стать Москва, предложений гораздо больше. Например, в Токио – более 32000, в Лондоне – более 76000, в Нью-Йорке – более 87000 (данные Jones Lang LaSalle и STR Global).

Планов громадье

Официальная статистика учитывает не только качественные, но любые средства размещения. По данным Москомстройинвеста, в Москве работают 369 отелей на 47800 номеров, способных принять 86000 человек. Но к 2025 г. емкость гостиничной сети должна утроиться, а Москва выйти по обеспеченности номерами на 1000 жителей на уровень Берлина (11 номеров против нынешних 7,5). Такие показатели содержатся в отраслевой схеме размещения гостиниц, которую летом 2012 г. утвердила градостроительно-земельная комиссия.

Предполагаемый объем нового строительства амбициозен – почти 90000 номеров на 168000 мест. Заммэра по строительству Марат Хуснуллин четко обозначил позицию города: Москва заинтересована прежде всего в строительстве отелей экономкласса. До сих пор столица застраивалась в основном люксовыми гостиницами. Гендиректор Azimut Hotels Ремко Герритсен объясняет: земля в центре Москвы доставалась слишком дорого, поэтому девелоперы старались выжать из проекта максимум. «Отели верхней ценовой категории окупаются за 5–7 лет, средней – до 10 лет», – говорит он. Однако в последние два года в столице появился только один люксовый объект – InterContinental Moscow Tverskaya. А из 5000 номеров, ввод которых в Москве заявлен на 2013–2015 гг., около 65% (3200 комнат) относятся к сегментам «2–3 звезды», подсчитала Марина Усенко, руководитель Jones Lang LaSalle Hotels по России и СНГ. Более полусотни объектов получили градостроительный план земельного участка (ГПЗУ), строится примерно 30 гостиниц. Больше всего отелей – 17% от общего количества запланированных – разместится в ЦАО, где сейчас принимают гостей 133 гостиницы.

На 2012 г. было запланировано открытие 15 гостиниц (данные Москомстройинвеста). Заработало к декабрю две: Mercure Arbat Moscow (109 номеров) и Azimut Moscow Tulskaya Hotel (145). Третий квартал не принес городу ни одной новой гостиницы, но до конца года номерной фонд столицы еще может увеличиться на 500 номеров, надеется Наталья Чистякова, директор по развитию департамента консалтинга GVA Sawyer. «Девелоперская активность на гостиничном рынке Москвы вялая. Многие проекты на перспективу являются «бумажными», т.е. могут притормозить или вообще не быть завершены», – сетует Усенко.

Пока хватает

Гостиничная программа построена на ожиданиях, что турпотоки будут расти. В 2011 г. Москва приняла 5 млн гостей, или четверть от всех въехавших в страну туристов (по подсчетам Hilton Worldwide). По итогам 2012 г. городской комитет по туризму и гостиничному хозяйству ожидает столько же. Но чиновники мэрии надеются, что уже к 2016 г. поток туристов вырастет до 7,1 млн человек, а к 2025 г. – до 14,8 млн. На ближайшие пять лет в московском бюджете запланировано потратить 135 млрд руб. на реализацию госпрограммы «Развитие индустрии отдыха и туризма на 2012–2016 гг.».

Но Москва – это не туристическое направление, 80% гостей столичных отелей – бизнесмены, отмечают консультанты. «При строительстве новой гостиницы нужно прежде всего задумываться, будет ли спрос на нее со стороны бизнес-путешественников», – советует Дэвид Дженкинс, руководитель отдела гостиничной недвижимости Cushman & Wakefield. Отельеры отмечают: существующего номерного фонда вполне достаточно для имеющегося турпотока. Среднегодовая загрузка качественных отелей в Москве держится на уровне 70%, 80–90% достигает в сезон высокой деловой активности, рассказывает Герритсен. По его словам, наиболее загруженные дни – с понедельника по четверг, с пятницы по воскресенье и в праздники число постояльцев снижается.

Конкурируют, но не ценой

Дорогие отели вынуждены бороться за клиентов, увеличение числа постояльцев наблюдается в основном в гостиницах средней ценовой категории, отмечает Герритсен. С ним согласен Владислав Ильичев, директор по развитию Hilton Worldwide в России и СНГ: в ближайшие два года компания намерена развивать в России среднеценовые и бюджетные бренды (Double Tree by Hilton, Hilton Garden Inn, Hampton by Hilton).

Основная масса туристов, приезжающих в Москву, ищет номер не дороже 4000–5000 руб. в сутки, утверждают аналитики «большой пятерки». Однако, свидетельствуют они, средняя стоимость трехзвездочного размещения в столице к началу декабря составила 6500 руб. (плюс 7,2% с января, по оценке Jones Lang LaSalle). За «4 звезды» просят более 9000 руб. в сутки, за «5 звезд» – более 16000 руб., добавляют эксперты GVA Sawyer. В премиальном сегменте можно заплатить и 30000 руб., отмечает Hospitality In.Com. Это дороже, чем в Риме, но почти так же, как в Женеве или Париже – самых дорогих рынках гостиничной недвижимости.

Елена Лысенкова, гендиректор компании Hospitality In.Com., считает, что ценовая статистика московского отельного рынка искажена: до 70% предложений, занесенных в базы данных систем бронирования номеров, приходится на брендовые гостиницы под управлением международных операторов.