Пангасиус заплыл в картель

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) заподозрила существование еще одного картеля на рыбном рынке – под подозрение попали импортеры вьетнамского пангасиуса

ФАС сообщила, что в начале декабря возбудила дело в отношении Русской рыбной компании (входит в группу «Русское море»), «ИТА Северная компания» и «СК ритейла» (входят в группу «Северная компания»), компаний «Атлант-пасифик», «ТД «Первомайский хладокомбинат» и «Мегалайн», а также Ассоциации производственных и торговых предприятий рыбного рынка (Рыбная ассоциация). Компании «распределили между собой объемы покупки пангасиуса, поставляемого из Вьетнама», полагает ФАС, а ассоциация была координатором этого процесса.

«Все выводы предварительные, пока мы говорим лишь о признаках нарушения антимонопольного законодательства», – уточнил начальник управления ФАС по борьбе с картелями Александр Кинев. «Мы видим, что ввозимые в Россию объемы вьетнамской рыбы поставлялись только членам Рыбной ассоциации. Ассоциация выступала в роли распределителя – она принимала решение, кто сколько рыбы должен получить. Учитывая, что члены ассоциации – конкуренты и не должны определять между собой условия обращения товара, это является нарушением антимонопольного законодательства», – объяснил Кинев «Ведомостям».

Основанием для открытия дела стали результаты проверок, которые проходили в рыбных компаниях с марта по июнь этого года по жалобе другой отраслевой ассоциации, Рыбного союза. В конце 2011 г. Рыбный союз, объединявший на тот момент больше 20 импортеров и переработчиков морепродуктов, обратился к Россельхознадзору, ФАС и другим участникам рынка с открытым письмом, обвинив крупных игроков в попытке «монополизировать поставки рыбной продукции из Норвегии и Вьетнама». «<...> Навязывается система, при которой у одного норвежского экспортера существовал бы только один российский импортер», – говорилось в заявлении Рыбного союза.

Ассоциация собирала и анализировала информацию от вьетнамских производителей – цены и объемы поставок, что позволяло российским импортерам прогнозировать объемы закупок, рассказывает вице-президент Рыбной ассоциации и гендиректор Северной компании Виталий Корнев. Но, по его словам, ни о координации действий импортеров, ни о распределении объемов поставок речи не шло.

Дело о создании картеля на рынке импорта норвежской рыбы ФАС открыла еще в октябре. Служба пришла к выводу, что Русская рыбная компания, «Атлант-пасифик» и Северная компания распределили между собой норвежских поставщиков рыбы и заключали с ними соглашения о стратегическом партнерстве. Норвежские производители на пять лет теряли право поставлять рыбу в Россию кому-то, кроме «эксклюзивных уполномоченных партнеров», говорил Кинев.

Эксклюзивные контракты с норвежскими импортерами у компаний – членов Рыбной ассоциации были подписаны, но не вступили в силу, а на рынке импорта вьетнамского пангасиуса система эксклюзивных поставок действовала в полную силу, утверждает исполнительный директор Рыбного союза Сергей Гудков. «Компании, не входящие в ассоциацию, не имели возможности покупать рыбу. Вьетнамские партнеры нам отвечали: для того чтобы покупать пангасиус во Вьетнаме даже по предоплате, вам необходимо обратиться в ассоциацию», – утверждает Гудков.

«Проблемы закупить пангасиуса во Вьетнаме не было и нет», – возражает Корнев. Но получить те же финансовые условия, что у членов ассоциации, другим игрокам действительно было сложно, признает он и объясняет: в условиях, когда многие импортеры вьетнамской рыбы накопили долги перед поставщиками, ассоциация гарантировала, что ее члены будут добросовестно платить за поставленную рыбу.

По данным аналитического центра Росрыболовства, импорт филе тилапии и пангасиуса из Китая и Вьетнама за девять месяцев 2012 г. составил 20200 т.

Представитель «Русского моря» отказался от комментариев до получения документов от ФАС. Связаться с представителями остальных компаний не удалось.