Интервью - Эдуард Батанов, председатель комитета финансов правительства Санкт-Петербурга

Почему Петербург сменил площадку для размещения облигационного займа, как компенсировать сокращение доходов от крупнейших налогоплательщиков и привлечь в город инвесторов
Эдуард Батанов, председатель комитета финансов Петербурга/ Е.Кузьмина/ Ведомости

1995

работал в финансовой коммерческой компании АВК

1999

управление государственного долга комитета финансов Петербурга

2003

и.о. заместителя председателя комитета финансов

2004

первый заместитель председателя комитета финансов

2009

председатель комитета финансов

Нагрузка увеличится

Бюджетная реформа чудовищно увеличит нагрузку на финансистов. В 2014 г. регионы должны перейти на распределение бюджета по программно-целевому принципу. Фактически это означает, что бюджет будет состоять не из двух толстых томов, где все расписано, а из нескольких страниц, где будут отдельными строками указаны программы и какая-то доля непрограммных расходов. Информативность может снизиться. Отчитываться за исполнение бюджета надо делами, а не освоением денег. После перехода на программно-целевой метод мы будем вынуждены вести две формы бюджета: по программному методу и как в настоящее время. С одной стороны, бюджет будет более прогнозируемым, более прозрачным, с другой – объем работы как минимум удвоится.

Санкт-Петербург

Город федерального значения. Численность населения (по данным Петростата на 1 января 2012 г.) – 4953200 человек. Площадь – 1439 кв. км. Бюджетные показатели: доходы – 368,1 млрд руб., расходы – 420 млрд руб., дефицит – 51,9 млрд руб. Государственный долг (на 1.11.2012) – 6,9 млрд руб.

Процентные доходы

Размещение временно свободных средств городского бюджета на депозиты в уполномоченных банках в этом году принесет 2,7 млрд руб., говорит Батанов. Ведомости

Крупные налогоплательщики, которых привела в город Валентина Матвиенко, перестали быть опорой петербургского бюджета. В этом году нефтегазовые компании принесут городу всего 1% доходов, говорит Эдуард Батанов. Ситуацию в экономике он называет тревожной: компании увеличивают зарплаты, а производительность труда остается прежней.

– За девять месяцев этого года налоговые доходы петербургского бюджета снизились чуть ли не на 30% к уровню прошлого года.

– Да, примерно так. В этом году крупные налогоплательщики предъявили к возврату порядка 10 млрд руб. авансовых платежей прошлого года. Могу сказать, что это не самые приятные моменты для финансистов. Нефтегазовые компании в прошлом году обеспечивали порядка 8% доходов, а в этом – около 1%.

– Это результат вступления в силу закона о консолидированной группе налогоплательщиков (КГН)?

– Влияние этого документа существенное, но пока не доминирующее. В любом случае для нефтегазового сектора эта система будет вводиться постепенно. Однако часть компаний, например «Лукойл», реорганизовали свои дочерние предприятия, в результате потери для бюджета были существенны.

– «Газпром нефть» объявила о создании КГН. Числится ли в основных средствах компании, например, офисное здание на Почтамтской?

– Насколько мне известно, это здание в аренде. У компании нет в Петербурге большого количества имущества, но есть большое число штатных сотрудников. Поэтому «Газпром нефть» точно будет в десятке крупнейших городских налогоплательщиков. Мы на них не обижены. Компания анонсирует, что поступление в бюджет не снизится. У меня нет оснований им не доверять. По крайней мере, в предыдущие годы они не давали недостоверных прогнозов.

– В 2010 г. в списке крупнейших плательщиков кроме «Газпром нефти» была, например, пивоваренная компания «Балтика». Изменился ли список?

– Крупнейшие налогоплательщики примерно те же, среди них «Балтика», ВТБ, Сбербанк, банк «Санкт-Петербург», «Ростелеком», «Водоканал». В 2010 г. в топ-20 впервые вошел строитель – «ЛенспецСМУ» – это знаковый момент. Достаточно много строителей находится в процессе «забеления», пользуются рыночными механизмами привлечения финансирования – IPO, выпуск облигаций – и становятся заметными плательщиками в бюджет.

Нет ни одной отрасли, которая является определяющей, это хороший показатель диверсификации экономики.

В целом ситуация по предприятиям тревожная. Падает налог на прибыль. Предпринимателям, наверное, тяжелее всех. Они находятся в тисках между падением прибыли и заработной платой, которую необходимо повышать в борьбе за работников. Растут тарифы на энергоносители, а это повышает себестоимость. Спрос снижается или переходит в более низкий сегмент.

– Но если растет зарплата, то потребление должно так или иначе увеличиваться. Они же связаны, хоть и не напрямую.

­– Производительность труда не растет. А ситуация с трудовым капиталом достаточно острая. В Петербурге практически нет безработицы. Компании вынуждены бороться за работников повышением зарплаты. Поэтому зарплата растет быстрее производительности труда. Это и есть ловушка. Зато НДФЛ растет даже чуть лучше, чем заложено в бюджет. За счет него и налога на имущество мы вытягиваем в целом доходы.

– Есть ли вероятность исполнения доходной части на 100%?

– По налоговым доходам – да. В целом по доходной части возможно недоисполнение меньше 1%.

– Удастся ли полностью компенсировать сокращение доходов ?

– Конечно, нет. Волшебной палочки не существует, на одном НДФЛ к коммунизму не придешь. Несмотря даже на то, что город – а это крупнейший работодатель – повышает зарплаты, компенсировать потери десятков миллиардов рублей нереально. Какая-то часть будет компенсирована, а остальное (результат введения консолидированных групп) пойдет на развитие предприятий. Вопрос в другом – насколько введение консолидированной группы налогоплательщиков помогло предприятиям привлечь инвестиции. При обсуждении закона цель была именно такая. Мы собираемся инициировать запрос в федеральные органы – заметно ли увеличение инвестиций, производительности труда. Любая мера регулирующего воздействия должна иметь результат. Если он не достигается, надо что-то менять.

– В следующем году ждете новых налогоплательщиков?

– Мы всем рады. Для того и внесли изменения в закон, в частности, предоставив благоприятные условия компаниям, которые вкладывают больше 15 млрд руб. Пока проекта такого масштаба не было. В период 2006–2011 гг. льготами воспользовалось более 140 компаний. Им удалось сэкономить порядка 15 млрд руб. Льготы – мера регулирующего воздействия. Без нее не пришли бы инвестиции.

– Чем можно объяснить самые низкие за последние 10 лет темпы освоения бюджета?

– Исполнение бюджетных расходов у нас среднее по России. Буквально недавно я общался с коллегами по Северо-Западу – в каких-то регионах уровень даже ниже. Вопрос – удовлетворяет ли нас это. Мы привыкли быть всегда первыми и лучшими, поэтому во все предыдущие годы ставили выше планку. За нами должны тянуться. На декабрь традиционно попадают большие платежи, возрастают риски. Так и в федеральном бюджете и в бюджетах субъектов. Спокойнее, когда расходы осуществляются более равномерно. Но это идеальная модель, к которой мы когда-нибудь придем.

– В чем причина неравномерного освоения средств?

– В основном это связано с капитальными расходами. У города значительная адресная программа, и главные исполнители не способны выполнить ее в этом году. Проекты заваливаются, площадки не готовы. Плюс нерадивые подрядчики. Есть масса примеров, когда контракты расторгаются, поскольку подрядчик не способен выдержать сроки в проведении работ и освоении денег по капитальным объектам.

Очень много нерешенных вопросов с точки зрения подготовительной работы. Кроме того, часто один и тот же участок раскапывают несколько раз – сначала дорожники положили асфальт, потом энергетики вспомнили, что там надо менять сети. Мы в этом году при корректировке бюджета ввели новый элемент планирования. Чтобы включить объект в адресную программу, нужно наряду с другими документами представить заключение ГАТИ. Это позволяет более тщательно планировать разные виды работ, исключает двойные работы и служит залогом эффективности использования средств.

– По вашим ощущениям, насколько будет недоисполнена расходная часть?

– В октябре распорядители средств бюджета подтвердили, что не успевают освоить 22 млрд руб. Сколько будет по факту, мы проверим – интересно, насколько точно они способны собственный прогноз выдержать. Эти средства никуда не исчезнут. Если мы войдем с какими-то остатками в следующий год, что раньше случалось, то корректировкой бюджета направим эти средства на какие-то цели, может, на те же самые, что и предполагалось. Финансирование некоторых проектов будет перенесено на следующий год. Фактически это срыв сроков работ, но если начали – надо достраивать.

– Будете ли вы настаивать на изменении формирования расходной части бюджета?

– Губернатор поручил учесть факт исполнения бюджета при принятии корректировок следующего года. При формировании бюджета на 2013 г. неудовлетворенные потребности распорядителей составили 100 млрд. То есть просили еще сотню. Но просить надо столько, сколько способен освоить. А не так, что сначала мы выпросим, а потом задумаемся об их освоении. Деньги не берутся из ниоткуда. Это доходы и займы. Других источников у нас нет.

– Исходя из ситуации с исполнением, вы не жалеете, что в начале декабря разместили облигации?

– Точный ответ я смогу дать в конце декабря. В любом случае выход, а вернее, возвращение Петербурга на рынок – стратегический момент. Городской бюджет входит в период трехлетнего дефицита, есть приличные по размерам инвестиции, которые должны финансироваться в основном заимствованиями. Заняли мы в декабре этого или в апреле следующего года – разница не очень большая. Конечно, обидно будет войти в 2013 г. с очень большими остатками. Но потери по процентам можно будет легко компенсировать – у нас процесс управления ликвидностью поставлен. Вернемся к размещению репо, чего давно уже не делали, поскольку не было бумаг на рынке. Тем более что мы немного поменяли структуру и площадку. Занимаем сейчас на ММВБ.

– С чем связана смена биржи?

– Нельзя не учитывать особенности рынка. Мы идем туда, где деньги. Деньги сами не придут. ММВБ во многом монополист, там сконцентрированы все участники рынка. Мы могли разместиться и на СПВБ. Но чем выше конкуренция, тем выше шанс получить лучшие условия.

Изменилась и модель. Раньше облигации размещались по аукционной схеме, которая, к сожалению, уже не очень востребована. На рынке царит диктат организаторов и book building. Мы идем по пути, который пока используется только в IPO. Это не book building в чистом виде, у займа нет организатора. Книгу заявок мы формировали сами. То есть по факту это новый механизм размещения облигационных займов субъектов – биржевой book building. Такая модель достаточно дешева. Покупатель на хороший долг при правильном подходе к размещению найдется. И вдогонку по факту: разместились прекрасно – весь объем ушел по ставке 7,94% по купону, что значительно ниже ориентиров, которые ставили участники рынка в предварительных обзорах.

– Сколько планируете в следующем году занимать?

– В утвержденном проекте бюджета на 2013 г. предусмотрено привлечение 26 млрд руб., в ходе корректировки объем немножко снизится, до 3–5 млрд руб. планируем перераспределить на кредиты. На мой взгляд, в текущих условиях это вполне рыночный инструмент, возможность быстрого привлечения средств, конкуренция между банками может быть высокой.

Кредиты послужат страховкой. Если к концу декабря увидим, что расходы исполнены целиком, то быстро привлечем кредит. На какой срок, и по какой ставке – определимся уже на тот момент. Возможно, надо будет просто перехватить до февраля. В любом случае кредиты менее затратны по времени и меньше зависят от конъюнктуры рынка. Поэтому будем формировать в бюджете возможности для быстрого маневра.

Если будет понятно, что необходимости нет, конечно, привлекаться не будем.

– Петербургская валютная биржа не обиделась, что городские облигации разместили на Московской бирже?

– Мы хорошо работаем с СПВБ по депозитам. Они размещают и средства фонда малого бизнеса, фонда ЖКС, временно свободные средства федерального бюджета.

Биржа нашла свою нишу, у нее есть хорошая структура для депозитов. Вполне возможно, что она может быть использована в обратную сторону – на кредиты. Никто не запрещает провести аукцион на привлечение кредита, и даже законодательно необходимо проведение конкурсных процедур. Мы всегда исходили из того, что конкурентность – залог экономии. Кто дешевле, тот и вперед.

– Политика Минфина сильно поменялась с уходом Алексея Кудрина?

– Нет. Политика взвешенная. Мы судим с точки зрения одного региона, но их в стране 83. Немного беспокоит новация по отмене транспортного налога. Сложно будет компенсировать 7 млрд руб. выпадающих доходов. Боюсь, что это может быть реализовано Минфином в их понимании: вот вам полномочия – найдите деньги, а вот ваш налоговый потенциал – как-нибудь соберете. Да, предоставляют полномочия, забирают деньги.

– Министерство финансов в прошлом году заявило, что будет ужесточать политику заимствований и региональных бюджетных кредитов. Регионам стало сложнее получать кредиты Минфина?

– Минфин стал выдавать меньше кредитов, хотя в этом году мы надеемся получить свою долю. Все регионы столкнулись с необходимостью заимствований. Политика Минфина строится на том, что надо жить по средствам. Конечно, варианты чрезвычайной ситуации существуют, и для этого бюджетные кредиты, как я понимаю, будут использоваться Минфином. В приоритете кредиты на сельские дороги, но это не наш вариант. Хорошо, когда есть возможность занять очень дешево, но Минфин привлекает деньги на рынке. Не очень красиво, когда занимаешь на одних условиях, а отдаешь дешевле.

– Чувствуете ли вы, что конкуренция между регионами за инвесторов стала усиливаться? Как вы оцениваете Ленобласть?

– Мы оцениваем Ленинградскую область как соседа, с которым у нас есть и конкуренция, и серьезные переплетения. Мы, так же как Москва и Московская область, сиамские субъекты, нам не разбежаться. Конкуренция между субъектами – нормальная ситуация. Бизнес идет туда, где ему выгоднее. В этой ситуации Петербург с его кадровым, научным, инфраструктурным потенциалом выглядит неплохо. Опять же все наши налоговые льготы работают.

– Но уже многие регионы приняли аналогичные законы об инвестиционных льготах.

– Тут возникает опасность уйти в демпинг. Есть примеры, когда субъекты давали огромные льготы и предприятия платили только НДФЛ. Хорошо ли это для субъектов? Не уверен. Отдача в бюджет от бизнеса должна быть. Где-то мы должны упереться в дно. Всегда будут субъекты, которые предоставят более заметные льготы. Для регионов с неразвитой промышленностью это может быть значимо. Для нас это вопрос поддержания того, что уже достигнуто, и стимулирование развития.

– Возможно, какие-то инвесторы предпочитают Петербургу Ленинградскую область?

– А вы слышали о таких случаях? Найдете – расскажите. Некоторые инвесторы увлекаются словесными интервенциями: «Мы сейчас уйдем». Это обычная и нормальная практика.

– Объем инвестиций в основные средства по итогам девяти месяцев в городе меньше, чем в области.

– И что? У нас цель – не завалить то, что имеем, и далее развивать. Поэтому махать шашкой не очень правильно.

– Какие еще преимущества есть у Петербурга по сравнению с другими регионами?

– К тому, что я уже сказал, добавьте транспортную доступность, хорошее местоположение, порты.

– Недавно администрация продекларировала, что не будет инвестировать в инфраструктуру.

– Это ни в коем случае не означает, что город отказывается строить школы и детские садики. Но если идет освоение большой территории, было бы справедливо построить эти объекты за счет инвесторских денег. Часто складывается ситуация, что на социальные объекты не остается места или нагрузка больше, чем планировалась, из-за того, что инвестор в погоне за прибылью увеличил объемы строительства. Хочу подчеркнуть, что город не отказывается содержать школы, обеспечить процесс.

– Какова сумма обязательств города по строительству таких объектов?

– Это не долговые обязательства, это желаемое и в какой-то мере необходимое. Считайте, полтора бюджета, точно более 400 млрд руб. Но эти проекты растянуты во времени. За 5–10 лет эти объекты можно было бы построить без проблем. Не все строители соблюдают сроки строительства жилья, которые указывают в соглашении с городом. Правильно было бы определить приоритеты, составить очередность. Пока это не сделано.

– А вы не боитесь, что новая городская политика может привести к росту стоимости жилья?

– Может. Вопрос – насколько. Я видел такие оценки, что диву даешься. Мы прикидывали по одному строящемуся району, максимальная нагрузка на квадратный метр увеличится на 5000 руб. Я не говорю, что это точный расчет, это очень приблизительный ориентир.

– Когда уменьшаются доходы, хочется спросить, почему была сокращена программа приватизации. В городе есть что приватизировать?

– Безусловно. Есть активы, которыми городу, на мой взгляд, владеть не очень правильно, они находятся в рыночной сфере. Пример – стоматологические поликлиники.

– На программу сохранения исторического центра заложены баснословные суммы, которые не могут не резать вам сердце.

– Пока мы имеем программу, утвержденную правительством в конце ноября. Ее стоимость – 90 млрд руб.

– Из них примерно 70 млрд руб. – из городского бюджета.

– В бюджете на следующие три года заложено 14 млрд руб., в том числе 1 млрд руб. – в 2013 г. На этот период мы тему закрыли, поэтому пока не пугают суммы ни в 70, ни в 90 млрд руб.

– В ближайшие 2–3 года эта программа не увеличится?

– Зачем начинать революцию сразу во всем городе? Программа-то непростая, она завязана на разные комитеты, поэтому и трудностей будет много.

– Недавно МВД обнаружило в Петербурге хищение 3 млрд руб., выделенных из бюджета на строительство и капремонт объектов ЖКХ.

– Все, что я могу сказать, – исключение коррупционной составляющей должно логично привести к удешевлению работ.