Производство: Философия корейского бизнеса

Денис Петрунин

Окончил Московский институт радиоэлектроники и автоматики. В1987–1992гг. работал инженером в НИИ дальней радиосвязи. С1995г. – в автомобильном бизнесе. Работал в компаниях BMW, «Северсталь-авто» (ныне Sollers), Volkswagen Group Rus. Сиюля 2008г. – управляющий директор «Хендэ мотор СНГ».

ООО «Хендэ мотор СНГ»

Образовано в2007г. Занимается импортом и дистрибуцией автомобилей марки Hyundai. Владелец – Hyundai Motor. Финансовые показатели (2011г.): выручка – 90,35 млрд руб., чистая прибыль – 3,6 млрд руб. Продажи Hyundai вРоссии (январь – октябрь 2012г.) – 146739 автомобилей.

Вопрос из зала

Зачем вам экспортировать Solaris, если у вас на них очередь в два месяца? Денис Петрунин: Надо сказать, что соседние рынки (например, Украина) предоставляют неплохие возможности для продажи автомобилей и для зарабатывания денег. Если завод мощностью двести с лишним тысяч, то, чтобы загружать его в долгосрочной перспективе и в условиях спада рынка, нужна некая стабильность, а соответственно, нужна большая база. Соответственно, нужно больше работать и стараться поставлять в том числе на экспорт, чтобы придать стабильность этому проекту. Но в любом случае это понятно, что основной рынок, на который ориентирован этот завод, безусловно, Россия.

Я представитель дистрибуторской структуры, не производственной, и мы на производственные процессы смотрим еще и глазами сбытовиков, потому что машины, которые производят, – их нужно продавать, а в долгосрочной перспективе еще и развивать бренд. Моя карьера сложилась так, что я 12 лет отработал с немецкими компаниями, в немецком бизнесе, и волею судеб так или иначе участвовал в проектах на этапе запуска сначала сборки BMW в Калининграде с «Автотором», затем я работал в компании Sollers, когда запускали производство SsangYong в Татарстане, потом в 2007–2008 гг. я работал в Volkswagen – и знаю, как складывался этот проект в Калуге. Поэтому представление об истории развития некоторых автомобильных проектов у меня есть. Вот уже четыре года я работаю в бренде Hyundai, и именно поэтому мне было особенно интересно посмотреть, что здесь происходит, в Калуге, и сравнить с тем, что делают наши корейские коллеги. Потому что корейский автомобильный бизнес выстраивается по-другому.

Мне кажется, о чем нам еще нужно говорить, когда мы встречаемся на таких конференциях, это в том числе и о философии бизнеса. Как я вижу, Калужская область действительно сильно развивает автомобильный кластер, поддержка со стороны администрации очень большая. С другой стороны, очень много, так сказать, рассуждений, что все-таки мало помогают, надо еще что-то, и т.д. и т.п. И в этом смысле лучше всего сформулировал, чем отличается корейский бизнес от русского, один из наших корейских сотрудников, когда мы рассуждали об этом в нашем офисе, он сказал: «Корейцы в отличие от русских не думают, они делают». В том смысле, что русские тратят очень много энергии и времени на то, чтобы объяснить, как им хотелось бы делать, что мешает, надо ли вообще это делать, прав ли начальник и т.д. И вот время идет, силы тратятся. А потом, когда уже времени не остается, мгновенно надо что-то локализовать или еще что-то, тогда прилагается много усилий – и все происходит в последний день. Так устроен, может быть, не только русский бизнес, может быть, и другие бизнесы. А корейский бизнес, азиатский, устроен очень четко: люди делают все четко, быстро и с большой самоотдачей. И этим, может быть, объясняется огромная динамика, не только бренда Hyundai во всем мире, а прежде всего самой Кореи.

Корея – это исторически аграрное государство, которое до 60-х гг. XX в. было очень бедным, и индустриальный рост в Корее начался только в 60-е гг. А в настоящий момент, если мы пересчитаем ВВП Кореи – $1,46 трлн – на площадь страны (98500 кв. км), увидим, что эта страна – абсолютный лидер по эффективности экономики в мире. И по доходу на душу населения страна тоже стоит очень высоко.

Hyundai в мире

Hyundai для Кореи действительно один из основных брендов. Если говорить про автомобильный небосклон, то это, наверное, один из самых молодых и преуспевающих брендов в мире, и в России в том числе. Этому бренду всего лишь 45 лет, при этом успехи бренда мы мерим по своим конкурентам, которые насчитывают уже и 100-летнюю историю, – Fiat, Ford, Audi... На мировом уровне среди автомобильных брендов мы находимся на 6-м месте по результатам продаж в 2011 г., уступив примерно 100000 Nissan: мы продали 3,5 млн автомобилей, Nissan продал 3,6 млн. Больше нас продают Volkswagen, Ford, Toyota, Chevrolet, Nissan. В настоящий момент мы думаем, что вряд ли сможем изменить эту ситуацию, потому как производственные мощности работают на пределе, включая санкт-петербургский кластер: там завод производит уже больше заявленной мощности. Общий спрос на бренд Hyundai на сей день превышает наши производственные мощности. Может быть, мы сможем поконкурировать с Nissan, так как открылся новый завод в Бразилии.

Россия для Hyundai – это пятый рынок по объемам продаж после Китая, Кореи, Америки и Индии.

Есть еще такой параметр, как сила бренда: агентство Interbrand считает стоимость 100 крупнейших брендов мира. И по результатам замеров, которые были опубликованы Interbrand в сентябре 2012 г., Hyundai занимает среди крупнейших брендов мира (по стоимости, имеется в виду) 53-е место, обогнав уже Audi. А среди автомобильных компаний мы находимся на 7-м месте. И это всего за 45 лет.

Hyundai в России

В подтверждение своих слов о том, что, когда люди очень концентрируются и сплачиваются, они способны быстро реализовать задуманное, приведу пример нашего завода в Санкт-Петербурге. Соглашение с правительством Санкт-Петербурга было подписано несколько позже, чем решение о создании калужского кластера, – это произошло только 17 декабря 2007 г., и накануне кризиса 2008 г. был заложен камень в основание строительства завода. Когда грянул кризис, началось обсуждение: насколько кризис глубокий, насколько продолжительный? Штаб-квартира спрашивала, стоит ли задерживать строительство завода, менять концепцию, потому что рынок провалился на 50%, а строительство дорогое.

Мы, сбытовая структура, в тот момент сказали, что нужно форсировать строительство завода, потому что выход из кризиса с точки зрения дистрибутора возможен только тогда, когда у тебя в массовом сегменте есть хороший продукт по хорошей себестоимости. Который поможет вытянуть и бренд, и сеть в кризисный период времени. В результате завод строился ровно так, как было подписано в соглашении, и уже 25 мая 2010 г. штамповое производство заработало, а 21 сентября 2010 г. произошло открытие завода полного цикла. Подчеркиваю: это первый в России автомобильный завод полного цикла, который не имел фазы отверточной сборки. За 2011 г. мы произвели 139000 автомобилей, в этом году мы произведем (это второй год работы завода) 200000. Завод заработал сразу же с 45% локализации.

С января 2011 г. началось массовое производство автомобилей Solaris – это седан С-класса, уже через два месяца мы начали экспорт на Украину и в Белоруссию, летом началось производство второго автомобиля в кузове хетчбэк. Производство седанов «Kia Rio» началось на том же заводе в августе 2011 г., с 2012 г. началось производство автомобилей Kia хетчбэк.

Завод уже работает в три смены и производит примерно 40 автомобилей в час. Анонсированная мощность – 200000 автомобилей в год, но де-факто завод уже превзошел эти мощности, к концу года будет примерно на 10% больше. При этом где-то 10% Hyundai и Kia уходит на экспорт. В прессе был вопрос: правда ли, что Hyundai экспортирует так много автомобилей? Оказалось, что, возможно, мы сейчас самые крупные экспортеры локально произведенных автомобилей. Цифра в целом не очень большая, но все равно приятная. Ясно, что 90% продукции планируется поставлять на российский рынок, но, для того чтобы в кризис иметь большую стабильность, мы работаем со странами бывшего Союза.

Завод и технопарк

Рядом с заводом находится технопарк, который обеспечивает 45% локализации, частично закупается локальное сырье (только частично). Вот что подвержено локализации: приборные панели, бамперы, холоднокатаная сталь, рамы, перекладины, дверные панели, бензобаки, подвеска, детали подвески, сиденья, кондиционеры, огнетушители, внутренняя отделка, электрика, тормозные трубки. Там находятся те корейские компании-производители, которые поставляют эти же комплектующие на завод в Ульсане – вы, наверное, знаете, что в Корее, в Ульсане, находится самый крупный автомобильный кластер в мире: там 1,2 млн автомобилей производятся. Поэтому если есть компании, которые производят точно такую же продукцию, то, наверное, вам будет сложно попасть в технопарк, но если у вас есть продукция, которая может быть интересна заводу, то я всегда спокойно даю наш адрес заводского отдела закупок.

В России, вы знаете, с трудовыми ресурсами не все так просто. В Санкт-Петербурге эта проблема стоит чуть меньше, потому что военно-промышленный комплекс был и существует и население там порядка 5 млн человек – есть из кого выбирать. И тем не менее определенные операции при производстве автомобилей проще автоматизировать, чтобы исключить человеческий фактор, особенно это связано с вредным производством. На заводе уже было две модернизации, на тех операциях, где требуется тяжелый физический труд и где вредные операции, такие как сварка, людей заменили на робототехнику. Дам дополнительную информацию – для сравнения, сколько сотрудников работает на заводе Volkswagen в Калуге и сколько на заводе Hyundai. У нас при производстве 220000 на этот год сейчас работает 2600 человек, а если с технопарком считать, то это 3600. У Volkswagen, как мы услышали, 6000 человек без подрядчиков. То есть Hyundai сделал достаточно высокий уровень завода, с самой современной техникой и с высокой степенью автоматизации.

У Hyundai есть еще такой смешанный параметр, как qualitativity, т.е. продуктивность производства, когда измеряется совокупно два параметра – объем производства и качество. То есть если качество страдает, мы не наращиваем объемы производства. И до тех пор пока мы не были уверены в качестве продукта, решение о введении третьей смены в Санкт-Петербурге не принималось. Как только мы поняли, что с продуктом все в порядке и можно производить массово в отношении качества, мощности были увеличены. В результате завод Hyundai в Санкт-Петербурге получил премию от владельца компании как лучший зарубежный завод по параметру qualitativity.

Дистрибуция Solaris

За первые полгода мы провели большую работу по получению от реальных клиентов информации по эксплуатации автомобиля: когда эксплуатация народного автомобиля идет реально по всей стране во всех климатических зонах, то вы получаете серьезную информацию о том, что еще можно улучшить, – это огромная база. В результате произведены некоторые доработки, которые позволили улучшить автомобиль. И надо помнить, что мы даем пять лет гарантии, для нас качество автомобиля и качество комплектующих – еще более чувствительный фактор.

Мы работаем над ассортиментом, есть маркетинг-анализы: что должно быть в базовой комплектации, что предлагается как пакет. Здесь мы тоже два раза вносили некоторые изменения, что, собственно говоря, по сей день позволяет поддерживать очень высокий спрос на автомобиль Solaris. Было, что время ожидания составляло месяца четыре, сейчас срок сократился примерно до двух месяцев.

Чтобы продавать 100000 машин в год, нужно иметь очень высокую узнаваемость бренда. И уже на первый год, к концу июля 2011 г., узнаваемость имени Solaris в России составила 81% (с подсказкой). Hyundai Solaris стал самой продаваемой иномаркой в С-сегменте. Конкуренция, безусловно, будет возрастать, будет ужесточаться по мере выхода на рынок новых моделей, но мы будем бороться за эту позицию и в будущем.