Регуляторы: Историческая отрасль

В Ульяновской области автомобильная промышленность начала развиваться во время [Великой Отечественной] войны, и предприятия автомобильной отрасли представляют практически весь сектор автомобильной промышленности: производство легковых автомобилей, повышенной проходимости, производство грузовых автомобилей, производство спецтехники. Кроме того, мы в Ульяновской области производим практически все виды комплектующих для автопрома. Автомобильная отрасль составляет примерно 25% от объема обрабатывающей промышленности в Ульяновской области. В 2011 г. рост объема производства достигал 40–45%, в этом году темпы производства уже составляют порядка 10–15%, но, в принципе, это примерно соответствует тем же темпам продаж, о которых рассказывали в начале нашей сессии.

Но с точки зрения политической автомобильный кластер занимает 3-е место, потому что впереди стоят два кластера, имеющих большее значение для Российской Федерации. Это ядерно-инновационный кластер и авиационный кластер, которые вошли в двадцатку кластеров, которые выиграли конкурс Министерства экономического развития. Ульяновская область – это единственный регион, где два кластера выиграли конкурс, и, конечно, третий туда не пустили.

В этом году у нас начал работать завод Takata, который уже с мая поставляет комплектующие предприятиям Поволжского региона и другим: это подушки безопасности, рули. Появление этого предприятия показало, что именно географическое расположение может стать одним из оснований для выбора компанией места производства – когда поставщик работает на несколько предприятий, то ему выгодно находиться между ними.

Что еще характерно для отрасли – в 2012 г. практически на всех предприятиях автомобильной отрасли Ульяновской области сменилось руководство, т.е. те руководители, которые успешно прошли кризис, в настоящее время сменились на руководителей, которые настроены на другой этап развития предприятия.

С 1 января 2013 г. у нас меняется инвестиционное законодательство, и если раньше проекты, которые у нас реализовывались и получали статус «особо значимого», пользовались льготами в течение восьми лет, то сейчас у нас появились дифференцированные льготы. Часть льгот предоставляем на 15 лет, часть – на 10 лет и часть льгот имеют дифференцированную ставку. Это было сделано для того, чтобы привлечь в наш регион еще инвесторов. У нас существует система субсидирования, т.е. возврат той части налога на прибыль, которая перечисляется в бюджет Ульяновской области, в виде субсидий для покрытия инвестиционных затрат. Единственное, что сейчас мы еще прорабатываем, – возможное изменение по объемам инвестиций.

Вы знаете наши автомобильные предприятия – это Ульяновский автомобильный завод, Sollers-Isuzu и «БАУ-рус». Появление грузовой сборки, рост темпа в производстве грузовых автомобилей говорят о том, что в общем в промышленности наблюдается не стагнация, а подъем. По Димитровградскому автоагрегатному заводу просматривается изменение отношения к нему Волжского автомобильного завода. То есть предприятие начинает развивать свои компетенции, в которых оно имеет большие преимущества, т.е. холодную штамповку, литье, производство изделий из пластмассы, производство светотехники, на нем начинает концентрироваться производство из других регионов. Кроме того, остается возможность использовать это предприятие как парк для развития производства автомобильных комплектующих.

В заключение хотелось сказать, что область всегда готова принять практически любых производителей автомобильных комплектующих, мы готовы встретиться, сопроводить проект, предоставить льготы, помочь решить все вопросы – размещение, поиск соисполнителей проектов, помощь в подготовке кадров, в решении жилищных вопросов, в решении вопросов по размещению приезжающих людей.