Регуляторы: Кластерный подход

Основу экономики Татарстана составляет промышленное производство. По итогам 2011 г. индекс промышленного производства Республики Татарстан составил 106,4%, объем отгруженной продукции – 1,3 трлн руб. По итогам 2011 г. удельный вес автомобилестроения в общем объеме промышленного производства составил 11,8%, в объеме машиностроения – более 50%. По итогам текущего года объем промышленного производства Республики Татарстан ожидается на уровне 1,4 трлн руб. Развитию республиканского машиностроения, в том числе автомобилестроения, способствует кластерный подход: создаются автомобилестроительные кластеры, IT-кластеры, нефтегазохимические, энергетические... Сегодня говорим об автомобилестроении, поэтому более подробно затрону данный кластер.

Автомобильный кластер в республике включает в себя производство грузовой, легковой автомобильной техники, производство автокомпонентов для республиканских, российских и в перспективе для зарубежных автомобильных заводов.

На сегодняшний день первый уровень автомобильного кластера представлен сформировавшимся мощным конгломератом автомобильных заводов группы «Камаз», расположенных на территории нашей республики, а также волжскими предприятиями компании Sollers.

«Камаз» – это крупнейшая автомобильная корпорация РФ, которая охватывает весь технологический цикл производства грузовых автомобилей – от разработки, изготовления, сборки автотехники и автокомпонентов до сбыта готовой продукции и сервисного сопровождения. С «Камазом» успешно работают крупные мировые компании – это такие как Daimler, Сammins и др., созданы совместные предприятия. «Камаз» имеет собственное производство в шести зарубежных странах: в Польше, Казахстане, Азербайджане, на Украине, в Эфиопии, во Вьетнаме. Сборка производится полностью из комплектующих изделий, поставляемых с завода «Камаз», расположенного в Набережных Челнах. Инвестиционные программы «Камаза» до 2020 г. составляют свыше 90 млрд руб.

Важное место в развитии республиканского автомобилестроения занимает компания Ford Sollers. Создав в октябре 2011 г. совместное предприятие, в течение первого года работы партнеры запустили на территории Татарстана производство пяти новых моделей и выпустили более 12000 автомобилей. Благодаря дополнительным инвестициям Ford Sollers планирует довести производственные мощности до 350000 автомобилей в год.

Важность компании для Республики Татарстан заключается не только в привлеченных инвестициях и дополнительных рабочих местах, но также и в технологиях одного из крупнейших мировых производителей, благодаря которым в Татарстане уже налажен выпуск продукции, соответствующей мировым стандартам. Уровень локализации СП составляет больше 60%, в том числе за счет локализации компонентов штамповки деталей кузова и производства двигателей. Каждый автомобиль, который у нас создан в особой экономический зоне «Алабуга», проходит строжайший контроль качества компанией Ford.

Следующим важным предприятием является Елабужский автомобильный завод, который выпускает широкую гамму спецтехники для ремонта и обслуживания скважин, комплектующих и запасных частей для нефтегазодобывающего комплекса, дорожно-строительную технику, коммунальную спецтехнику для автомобильных шасси «Камаза», «Урала», «ЗиЛа», Ford Transit, а также на базе тракторов «Беларус». Экскаваторы производятся на производственном объединении ЕлАЗ по лицензии турецкой компании Сukurova. Объем реализации продукции за девять месяцев 2012 г. составил около 3 млрд руб. Также ЕлАЗ поставляет «Камазу» рычаги различного типа для сборки подвесок, карданные валы и балки переднего моста для автобусов и грузовых автомобилей.

Второй уровень автомобильного кластера включает в себя поставщиков сложных автокомпонентов, а также сеть профильных технопарков, один из самых важных – камский индустриальный парк (КИП) «Мастер». В настоящее время на площадях КИП «Мастер» (это где-то 400000 кв. м) работает 213 компаний-резидентов. Предприятия, производящие автокомпоненты, составляют 50% из общего числа резидентов. Суммарный оборот всех резидентов за восемь месяцев 2012 г. составил почти 16 млрд руб. «Камаз» является одним из основных заказчиков продукции для этих предприятий. Сейчас кроме отечественных предприятий на территории КИП «Мастер» реализуются проекты ряда иностранных компаний.

В республике создан Центр производственной субконтрактации, который по заказам зарубежных фирм ведет поиск партнеров на территории республики для организации совместных производств в Татарстане. В2010г. в комплексной системе обеспечения республиканских предприятий в сфере машиностроения было размещено заказов на сумму 500млн руб., в 2011г. эта цифра составила 750млн, а в 2012 г. планируется перейти миллиардный рубеж. Проводимые в республике мероприятия с предприятиями – производителями автокомпонентов позволят вырасти производству автокомплектующих в Республике Татарстан с 33 млрд руб. в прошлом году до 40 млрд руб. по итогам 2012г. и расширить номенклатуру изделий.

На2011–2012гг. утвержден план мероприятий по повышению качества и конкурентоспособности предприятий автомобильного кластера Республики Татарстан на основе внедрения международных стандартов управления ISO TS16949. Программа разработана совместно с «Камазом», для которого важнейшей задачей является работа с поставщиками по обеспечению высокого и стабильного качества комплектующих. По различным оценкам, не более 5% российских предприятий, которые производят автокомпоненты, соответствуют требованию этих стандартов.

Скажу коротко о третьем уровне кластеров автомобилестроительного кластера. Третий уровень составляют предприятия – поставщики смежных отраслей: научно-технической, сервисные центры, финансово-кредитные учреждения, взаимодействующие с производителями автокомпонентов, высшие, средние специальные и средние технические учебные заведения. На 2010–2015 гг. принята стратегия образования Республики Татарстан, конечной целью которой является модернизация системы образования для кадрового и научно-технологического обеспечения инновационного развития республики. В 2015 г. будет завершено формирование высокоразвитого образовательного кластера якорными высшими учебными заведениями, которыми станут Казанский федеральный университет и два национальных исследовательских университета, которые созданы на базе технического и технологического университетов.