Суть дела: Компоненты спроса

Рост российского рынка автокомплектующих замедляется вслед за рынком автомобилей. Но его сокращения не предвидится – спрос будет формировать растущий парк машин и проекты локализации, которые реализуют иностранные производители на своих заводах в России.
Reuters

Темпы роста российского рынка автомобильных компонентов и запасных частей замедляются. В 2011 г., по данным «Автостата», он увеличился на 32,6% до $38,7 млрд, а в 2012 г. вырастет только на 8% до $41,8 млрд, прогнозирует агентство. Ситуация вполне ожидаемая – снижение темпов роста демонстрирует сам автомобильный рынок, комментирует исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов. В 2011 г. он вырос на 39% до 2,65 млн легковых автомобилей и LCV, а по итогам 2012 г. увеличится только на 7,5% (2,85 млн шт.), прогнозирует АЕБ. Правда, производство иномарок в России показывает более высокую динамику: в 2011 г. их было выпущено почти 1,1 млн шт., прогноз на 2012 г. – свыше 1,3 млн, по оценке «Автостата».

Доля первичного рынка автомобильных компонентов и запасных частей в 2012 г. составит 49,2% (в 2011 г. – 46,9%). Здесь традиционно доминируют комплектующие для иномарок (оценка на 2012 г. – 83,4%). Похожая ситуация на вторичном рынке, но доля автозапчастей для отечественных марок здесь больше – 35,3%.

В ближайшие годы российский рынок автомобильных компонентов и запасных частей продолжит расти, не сомневается Удалов. Этому будет способствовать два главных фактора: общее увеличение автопарка в стране и увеличение уровня локализации производимых здесь иномарок, поясняет эксперт.

По условиям новых соглашений о режиме промышленной сборки автомобилей (дает льготы по ввозу комплектующих), которые заключили крупнейшие иностранные автопроизводители, работающие в стране, уровень локализации должен составить 60% (по старым условиям – 30%), напоминает Удалов. Среди других требований – комплектация 30% производимых в России иномарок выпускаемыми здесь же двигателями (или КПП) и выход на общий объем производства 300000–350000 шт. в год.

Ближе к конвейеру

Основные мощности по производству автомобилей расположены в Самарской области («АвтоВАЗ», «Джи эм – АвтоВАЗ»), Санкт-Петербурге и Ленинградской области (заводы ХММР, Ford Sollers, General Motors, Toyota, Nissan), Татарстане («Камаз», Ford Sollers), Нижнем Новгороде (ГАЗ), Калининграде («Автотор»), Калуге (Volkswagen, PСМА Rus, «Вольво Восток»), Москве («Автофрамос», ЗиЛ), Ульяновске (УАЗ), Ижевске («Ижавто»), Владивостоке (Sollers).

«Мы расширяем локализацию, расширяем состав российских комплектующих, и мы будем это продолжать делать, – заметил президент Ford Sollers Тед Каннис на форуме «Автоэволюция», который «Ведомости» в этом году традиционно провели в Калуге. – Конечно, когда мы растем быстрыми темпами, то иной раз бывает проще завозить эти комплектующие. Но при работе на долгосрочную перспективу, несомненно, лучше производить комплектующие на месте». «Страна, которая обладает большими запасами сырья, должна иметь также первоклассные предприятия, производящие комплектующие», – уверен он.

«Мы заинтересованы в работе с новыми производителями [автокомплектующих]. Необязательно для этого привлекать глобальных производителей, мы можем работать и с местными производителями, если мы вместе сможем решить задачу повышения качества и конкурентоспособности», – отметил генеральный директор PCMA Rus Жан-Кристоф Маршаль.

Автопроизводители подчеркивают, что им удобнее и выгоднее, если производители автомобильных компонентов открывают свои предприятия рядом с производством машин. Автокомпонентным компаниям это тоже выгодно – сокращаются расходы на логистику, соглашается Удалов.

Например, этим летом еще одним резидентом тольяттинской ОЭЗ, расположенным неподалеку от «АвтоВАЗа», стала «Эдша Тольятти», «дочка» немецкой Edscha: она планирует наладить здесь производство петель капота, петель крышки багажника, петель дверей, ограничителей открывания дверей, рычагов ручного тормоза и педальных узлов. Инвестиции могут составить 300млн руб. Выбор площадки под производство руководитель проекта Edscha Александр Перевощиков объяснил близостью к потребителю продукции – «АвтоВАЗу»: с ним компания в октябре 2011г. заключила пятилетний договор на поставку петель дверей на Lada Granta и Lada Kalina.

Японская Toyota Tsusho (торговый дом, входящий в Toyota Group) рассматривает возможность создания производства автокомпонентов в Ленинградской, Калужской, Ульяновской, Самарской областях, где расположены крупнейшие автозаводы. «У нас есть несколько запросов от японских компаний, которые хотят прийти в Россию, – это производители коробок передач, узлов трансмиссии, элементов интерьера, стеклоподъемников и стеклоочистителей», – говорил «Ведомостям» старший специалист компании «Тойота цусе рус» («внучка» Toyota Tsusho) Виктор Отто.

В ноябре экспертный совет по промышленно-производственным ОЭЗ при Министерстве экономического развития одобрил бизнес-план компании «Мубеа компоненты подвески Русь» (контролируется немецкой Mubea) по строительству в ОЭЗ «Тольятти» завода автомобильных подвесок, стабилизаторов и пружин. Объем заявленных инвестиций – 717 млн руб. Заказчики – Ford Sollers, «Джи эм – АвтоВАЗ», Renault-Nissan, Volkswagen, ГАЗ. Также был одобрен проект компании «Сано Волга» (учредитель – японская Sanoh Industrial Co Ltd) по строительству в этой же ОЭЗ завода автокомпонентов в сегменте тормозных и топливных систем. Планируемые инвестиции – 784 млн руб. Потребители – «АвтоВАЗ», «Джи эм – АвтоВАЗ», Renault-Nissan, Volkswagen. А в ОЭЗ «Алабуга» (Татарстан) компания «Джошкоунз Алабуга» (ее учредила турецкая Coskunoz) организует производство кузовных деталей. Основной заказчик – завод Ford Sollers в «Алабуге». Общий объем заявленных инвестиций – 2,29 млрд руб.

Понимать партнера

Но близость к автозаводам не определяющий фактор для принятия решения о размещении автокомпонентного производства, подчеркивает Удалов. Компаниям нужно четко понимать планы заводов по объемам выпуска автомобилей, повышению уровня локализации, развитию модельного ряда, поясняет он. «Автокомплектующие можно изготавливать только при достаточно большом объеме производства автомобилей, причем нужен помодельный объем, а не просто общее количество», – отмечал в интервью «Ведомостям» председатель совета директоров «Автотора» Владимир Щербаков.

Этим летом на режим производства полного цикла перешел завод PСМА Rus в Калуге, совместное предприятие французской PSA Peugeot Citroen и японской Mitsubishi. Первой моделью, которую перевели на этот режим, стал Peugeot408, в ноябре на полный цикл перешел новый Mitsubishi Outlander. В марте 2013 г. начнется выпуск Citroen C4L (его локализация в первый год производства составит 10%, затем вырастет до 30%, говорил ранее гендиректор Citroen в России Жан-Луи Шанла), в июле – Mitsubishi Pajero Sport. Проектная мощность завода PСМА Rus – 125000 автомобилей в год, по итогам 2012 г. планируется произвести 41500 шт., рассказал его представитель.

В первой половине 2013г. Ford Sollers переведет на полный цикл производство кроссовера Ford Explorer на заводе «Ford Sollers Елабуга» (расположен в ОЭЗ «Алабуга»). Добавится окраска и сварка, в дальнейшем будет организована и штамповка (схема и сроки пока не определены). Затем, в том же году, на полный цикл производства будет переведен другой кроссовер – Ford Kuga. Пока они выпускаются крупноузловым методом, как и другие модели на этом заводе: Ford Transit, минивэны S-Max и Galaxy. Параллельно компания модернизирует свою вторую площадку в Татарстане – в Набережных Челнах. Переводить туда модели из Елабуги не планируется, там будут выпускаться новые модели, но какие именно – компания пока не сообщала. В Татарстане может производиться около 200000 автомобилей Ford (потенциальная мощность завода Ford Sollers во Всеволожске – около 125000 машин в год), говорил источник «Ведомостей».

В 2013 г. Renault, по информации источников «Ведомостей», может прекратить производство Logan на «Автофрамосе», чтобы высвободить мощности под другие модели, прежде всего Duster (у завода ограничены возможности расширения), и начать производство обновленного Renault Logan на «АвтоВАЗе». С весны в Тольятти на вазовской линии B0 (платформа альянса Renault-Nissan, который в перспективе получит контроль над крупнейшим производителем автомобилей России) выпускается Lada Largus, до конца 2012 г. здесь же начнется производство Nissan Almera. Какие модели альянса будут следующими, пока неизвестно. Помимо «АвтоВАЗа» их будут выпускать и на мощностях «Ижавто», который ВАЗ контролирует.

Этим летом Renault начала крупноузловую сборку Latitude и Koleos на «Автофрамосе»: по новым условиям промсборки компании можно пользоваться отверточной сборкой отдельных моделей в течение трех лет, после чего она должна либо свернуть их выпуск, либо наладить полноценное производство. Renault примет решение об организации полноценного производства Koleos и Latitude на «Автофрамосе» исходя из продаж, говорит представитель Renault. В прошлом году компания так же поступила в отношении седана Fluence, выпуск которого сначала был крупноузловым.

С ноября началось серийное производство седана Opel Astra на заводе GM под Петербургом (кузов для сборки импортируется, сварка и окраска – местные), до конца года планируется выпустить около 4000 шт. Мощность питерского завода GM – 98000 машин в год, помимо седана Opel Astra здесь производятся Opel Astra в кузове хетчбэк и Chevrolet Cruze. А совместное предприятие «Джи эм – АвтоВАЗа» готовится к производству Chevrolet Niva нового поколения, разработка которого завершается. Мощности завода к 2015 г. вырастут на четверть до 120000 шт. в год, инвестиции составят более $200 млн. На территории ОЭЗ «Тольятти», рядом с СП, будет создано собственное производство кузовов (сейчас они закупаются у «АвтоВАЗа»). Осенью из СП вышел ЕБРР, теперь у «АвтоВАЗа» и GM по 50% совместного предприятия.

Volkswagen Group в декабре 2012 г. перевела в режим производства полного цикла выпуск Skoda Yeti (следующие на очереди – Octavia и новый Volkswagen Jetta) на площадях ГАЗа в Нижнем Новгороде. Предполагается, что общий объем производства здесь составит 130000 автомобилей в год. А рядом с автомобильным заводом Volkswagen Group в Калуге, где уже действует полный цикл (мощность предприятия составляет 160000 автомобилей в год, впоследствии увеличится до 225000шт.), компания создаст производство двигателей мощностью 150000 шт. в год. Инвестиции – 250млн евро. Производство моторов начнется в 2015г. «В России можно было бы локализовать литье блока цилиндров и производство коленвалов. Это будет зависеть от степени готовности местных производителей», – отметил финдиректор Volkswagen Group Rus Михаэль Обровски.

Это не единственный двигателестроительный проект, который будет реализован в России в ближайшие годы.

В Тольятти «АвтоВАЗ» начнет выпуск двигателей и механических коробок передач альянса Renault-Nissan, которые будут производиться в том числе и в рамках действующей лицензии. Минимальная ежегодная мощность – от 400 000шт. в год. Двигатели будут использоваться для машин бренда Lada и моделей, производимых в России Renault и Nissan.

Группа ГАЗ в 2013 г. начнет контрактное производство двигателей Mercedes-Benz на входящем в группу Ярославском моторном заводе. Ими будут комплектоваться Mercedes-Benz Sprinter, которые будут выпускаться в Нижнем Новгороде на площадке ГАЗа (тоже по контрактной схеме).

Производства двигателей в России могут также создать General Motors (например, в Тольятти, где расширяется СП «Джи эм – АвтоВАЗ») и Ford Sollers (к примеру, в Татарстане, где в перспективе может производиться большая часть российской продукции Ford).

Локализацией заняты и иностранные производители грузовиков. Volvo Group инвестирует 3,75млрд руб. в строительство в Калуге завода по производству кабин (со сваркой и окраской, а в дальнейшем, возможно, и штамповкой) проектной мощностью 15000кабин в год. Ими будут комплектоваться выпускаемые в Калуге грузовики Volvo и Renault (мощность автозавода – 15000шт. в год). Выпуск кабин начнется в 2014г.

Возможность производства кабин в России рассматривает и шведская Scania, рассказал «Ведомостям» генеральный директор «Скания-Русь» Ханс Тарделль. В ближайшие три года компания инвестирует в России 70 млн евро, в том числе в увеличение мощности своего завода в Санкт-Петербурге (выпускает грузовики) в полтора раза до 7500шт. в год, сообщил он.

Локализовать производство комплектующих планирует и ЗиЛ в рамках проекта контрактной сборки иностранных LCV, средних грузовиков и автобусов. Проект реализует правительство Москвы, контролирующее ЗиЛ, и Сбербанк. Осенью «МосавтоЗиЛ» (оператор проекта, 100%-ная «дочка» ЗиЛа) подписал первое соглашение с иностранным заказчиком – Hyundai, производство начнется в 2013 г. Переговоры ведутся и с другими компаниями, включая Renault, Fiat. Для реализации проекта «МосавтоЗиЛ» до конца 2012 г. получит контроль над компанией «Группа «Химэкс», у которой есть соглашение о режиме промсборки: стороны уже подписали пакетное соглашение.

Помимо сотрудничества с ЗиЛом Fiat-Chrysler может реализовать в России более крупный проект – построить автозавод мощностью 120000 машин в год (здесь могут выпускаться автомобили Jeep) в сотрудничестве со Сбербанком. Соглашение о строительстве завода было подписано еще в феврале 2012 г., но вопрос до сих пор не решен, участок не выбран. Основные варианты – Санкт-Петербург и Ленинградская область. Местные власти рассчитывают, что в случае реализации проекта локализация производства составит не менее 35–40%.

Новые центры притяжения

В России формируются новые центры притяжения для производителей комплектующих, говорит директор департамента автомобильной промышленности и сельскохозяйственного машиностроения Минпромторга Тимур Микая. Один из них – на Дальнем Востоке, где развивает автопроизводство Sollers. Во Владивостоке помимо лицензионного выпуска внедорожников SsangYong на мощностях «Соллерс – Дальний Восток» компания создала два СП – с Mazda и Mitsui & Co. (дистрибутор Toyota), партнерам принадлежит по 50%. В октябре 2012 г. стартовала контрактная сборка кроссовера Mazda CX-5, в 2013г. начнется выпуск нового седана Mazda6. Но это только первый этап: здесь будет организовано производство полного цикла мощностью 50000машин в год (с возможностью увеличения до 100000шт.), инвестиции составят около 10млрд руб. Часть мощностей будет использоваться и под выпуск SsangYong. А на СП с Mitsui & Co. в начале 2013 г. стартует контрактное производство внедорожника Toyota Land Cruiser Prado. Мощность СП – 25000 машин в год. При этом Sollers рассчитывает, что вслед за производством автомобилей во Владивостоке начнут появляться и автокомпонентные предприятия. Представитель компании поясняет, что обсуждаются различные варианты, включая создание СП. Часть выпускаемых во Владивостоке комплектующих могут экспортироваться, добавляет он.

Хорошие перспективы у другого проекта Sollers, отмечает Микая: на базе ЗМЗ создается индустриальный парк с привлечением иностранных партнеров, специализирующихся на выпуске автомобильных компонентов. Сам ЗМЗ стал головной структурой для автокомпонентного дивизиона, напоминает представитель Sollers. Одна из основных задач для него – участие в проектах локализации автомобильных производств в России. «Я считаю, что у ЗМЗ есть потенциал стать одним из центров по поставке автокомпонентов для производств иностранных брендов в России, – говорил глава Sollers Вадим Швецов. – Мы собираемся не только привлекать иностранные компании на нашу площадку, но и развивать собственные компетенции в производстве алюминиевых отливок и мехобработки». Сейчас на промплощадке ЗМЗ уже работают компании «Дайдо металл Русь» (производство подшипников скольжения), Trelleborg Automotive (производство антивибрационных компонентов), Leoni (кабели и оптоволокно), заключен договор с Flaig+Hommel (производство автонормалей), указано на его сайте. Сам ЗМЗ поставляет продукцию для УАЗа (входит в Sollers), ПАЗа (группа ГАЗ) и других производителей, включая Ford.

Автокомпонентный дивизион группы ГАЗ объединяет компонентные и заготовительные производства Горьковского автозавода, которые выполняют в том числе и заказы сторонних компаний (из автопрома и других отраслей). Выручка дивизиона в 2011 г. (более свежих данных нет) выросла на 34% до 21,77 млрд руб., по данным группы ГАЗ. Объем реализации сторонним заказчикам увеличился на 27% до 5,18 млрд руб. В 2012 г. группа ГАЗ и Bosal (производитель систем выпуска отработанных газов) создали СП на мощностях Горьковского автозавода. Продукция СП предназначена для автомобилей «Газель-бизнес» и автомобилей иностранных брендов, которые будут выпускаться на ГАЗе (в рамках контрактного производства) и на других заводах. А совместное предприятие со шведским производителем деталей крепежа Bulten (подписано соглашение о его создании) будет заниматься разработкой и производством деталей крепежа для ГАЗа, сторонних предприятий автопрома и других отраслей.

Практику создания СП с зарубежными автокомпонентными компаниями уже несколько лет применяет и группа «Камаз». К примеру, в рамках СП с американской Cummins Inc. выпускаются двигатели, которыми комплектуется около четверти камазовских грузовиков. А в рамках СП с Daimler «Камаз» планирует выпускать мосты для своих грузовиков и автобусов (в группу входит башкирский «Нефаз»).

Еще одним российским центром притяжения автокомпонентного бизнеса может стать проект, реализуемый калининградским «Автотором». В ноябре компания объявила о подписании соглашения с Magna International: партнеры будут создавать полноценный автомобильный кластер в Калининграде. Будет построено до шести автозаводов полного цикла различных автопроизводителей и не менее 15 совместных предприятий по выпуску автокомпонентов (в том числе для поставок на экспорт). Планируемые общие инвестиции – около 100 млрд руб. Для реализации проекта «Автотор» и Magna создали СП на базе компании «Magna2 Нижний Новгород», у которой есть соглашение о работе в режиме промсборки, дающее льготы при ввозе комплектующих. Как рассказал председатель правления «Автотора» Владимир Щербаков, компания выкупила 60%-ную долю в «дочке» Magna. До 2018 г. в Калининграде будет налажен выпуск автомобилей существующих и новых партнеров «Автотора», суммарная мощность автозаводов – не менее 250000 машин в год (в 2011 г. «Автотор» в режиме контрактной сборки выпустил более 220000 машин). Соглашения будут подписаны до конца I квартала 2012 г., отметил Щербаков. Magna окажет поддержку «Автотору» в развитии концепции и разработке проекта создания кластера автомобильных производств и в будущем сможет выступить в качестве партнера по локализации производства автокомпонентов в Калининградской области. В июне глава «Автотора» говорил, что уровень локализации на калининградском предприятии – 15%, к 2018–2019 гг. предполагается выйти на уровень 50%.

Есть куда расти

По мнению Маршаля, уровень конкуренции между поставщиками пока еще недостаточно высок и это «не способствует снижению собственных затрат и стоимости предлагаемых на рынке компонентов». Кроме того, «целый ряд глобальных поставщиков запчастей и компонентов достаточно поздно приняли решение об инвестировании в собственное производство в России», отмечает он. Обровски считает, что у иностранных поставщиков комплектующих невысок интерес к локализации в России из-за снижения пошлин на ввоз комплектующих после вступления России в ВТО. «В результате из 50 крупнейших глобальных поставщиков VW в России представлено лишь 38%, – отмечает он. – Если сравнить с развивающимися странами вроде Индии или Китая, то в Китае присутствуют до 80% наших поставщиков, так что здесь у нас еще много пространства для дальнейшего совершенствования нашей деятельности в России».

По мере выполнения иностранными автопроизводителями условий режима промсборки будут увеличиваться их объемы производства в России и уровень локализации, а это приведет к росту числа игроков на российском рынке автокомпонентов, в том числе в форме СП, отмечает Удалов.