Регуляторы: Техрегламенты для автопрома

Василий Бойцов

Окончил Московский авиационный институт. Сертифицированный публичный бухгалтер Великобритании. Работал в компаниях KPMG и Ernst & Young. В 2003–2010гг. – в компании Sollers. С2010 по 2012г. – директор департамента государственной политики в области технического регулирования и обеспечения единства измерений Минпромторга РФ. Вмарте 2012г. назначен директором департамента технического регулирования и аккредитации Евразийской экономической комиссии.

Возможно, не все из вас отдают себе отчет, но мы уже давно находимся в рамках Таможенного союза, который три года назад Российская Федерация образовала с двумя другими странами: Белоруссией и Казахстаном. Несколько цифр: площадь союза – 20 млн кв. км, население – 170 млн человек, ВВП – $2,7 трлн (это 4% от мирового ВВП) и общий объем внешней торговли практически $1 трлн. Ограничивается ли Таможенный союз только этим? Нет, потому что Таможенный союз сейчас в стадии рассмотрения содержит 35 договоров о зонах свободной торговли, в том числе со всеми развитыми странами мира.

Управляется наш орган через достаточно инновационную систему: у нас есть совет, который состоит из представителей трех наших стран. Есть коллегия, в ней девять министров, которые работают на постоянной основе. И каждую неделю они обязаны собираться и решать целый ряд вопросов, который отнесен теперь к компетенции этого наднационального органа. То есть на национальном уровне очень многие вопросы теперь решить нельзя – это важный момент, запомните его, пожалуйста. В области технического регулирования вы должны запомнить: никаких обязательных требований на национальном уровне больше не устанавливается. Да, у нас сейчас переходный период, но с момента формирования всей нашей нормативной базы, примерно в начале 2015 г. это произойдет, все требования в обязательном порядке едины. Для бизнеса это колоссальный плюс, потому что вы, подтвердив соответствие продукции обязательным установленным требованиям, имеете сразу выход на рынок в 170 млн человек.

На данный момент уже принят 31 технический регламент, у них разное время вступления. У нас установлен принцип главенства международных стандартов, это очень важно понимать. Но у нас есть специфика, она связана как с климатическими моментами, так и с моментами защиты рынка, поэтому мы смотрим на региональный стандарт, прежде всего стандарты СНГ и стандарты ЕС, и в случае необходимости применяем стандарты национальные.

Вся наша нормативная база проходит публичное обсуждение, процедуру слушаний и работы с экспертами, все наши проекты вывешиваются на сайте [для ознакомления и обсуждения] на 60 дней.

Каждому техническому регламенту предшествует определенный переходный период – это берется из рекомендаций ВТО. Важно понимать, что у нас не менее шести месяцев проходит от принятия технического регламента до его вступления в силу и на протяжении грейс-периода 18 месяцев у нас используются как старые национальные документы, подтверждающие соответствие, так и новые документы. Вся продукция, которая проходит через процедуру подтверждения соответствия, маркируется особым знаком. Автомобили и компоненты не исключение. У нас принято два технических регламента, которые устанавливают, с моей точки зрения, основные требования к автомобилям: это безопасность колесных транспортных средств и требования к топливу. У нас завершающая стадия работы над техническим регламентом по утилизации колесных транспортных средств – и у нас есть перспективный регламент о требовании к интеллектуальным транспортным системам. Об этих регламентах я сейчас расскажу подробнее.

Автомобили и компоненты

По колесным транспортным средствам в регламенте самое главное, что с момента его введения для новых типов транспортных средств обязателен норматив «Евро5». Есть определенные переходные моменты для новых транспортных средств, на которые уже были выданы одобрения типа транспортных средств. Но начиная с 2017 г. мы переходим полностью на «Евро5». Дальнейшие шаги по повышению требований к экологическому классу транспортных средств будут через изменения в технический регламент, т.е. вы успеете подготовиться, а может быть, и примете участие в публичном обсуждении, если проявите активность.

Также технический регламент устанавливает обязательные требования к компонентам. Здесь важно понимать, что в зависимости от того, кто ввозит компоненты, есть разные формы подтверждения соответствия. Более жесткая форма подтверждения соответствия – для компонентов, которые ввозятся не производителем колесного транспортного средства, т.е. он про эти компоненты ничего не знает. И более-менее демократичны формы в виде декларирования соответствия для компонентов, которые ввозятся с разрешения и через систему автопроизводителя, с учетом того, что автомобиль как комплекс и компоненты в его составе уже прошли подтверждение соответствия.

У нас в техническом регламенте «Безопасность колесных транспортных средств» в основном применяются правила ЕЭК ООН – международные требования, хорошо известные специалистам.

Позвать на помощь

По «Глонассу» у нас до конца года будут приняты требования, они войдут в технический регламент Таможенного союза «По установлению систем вызова экстренных служб». Это система, аналогичная и совместимая с европейской системой eCall, но у нее гораздо шире функционал. То есть наш автомобиль, выпущенный в спецификации для рынка Таможенного союза, будет взаимодействовать с системой eCall – и наоборот. В России требования на эту систему вводятся с октября 2014 г., в Таможенном союзе на ряд категорий транспортных средств вводится с 2015 г., по всем остальным категориям – с 2017 г. в обязательном порядке. Для легковых автомобилей и легких коммерческих автомобилей система должна активироваться автоматически от срабатывания датчиков подушек безопасности, на автобусы в перспективе срабатывание автоматическое от датчика опрокидывания, при этом система всегда имеет возможность принудительной активации через кнопку.

Топливо

По топливу технический регламент Таможенного союза вступает в 2013 г. Определенные коррективы мы внесли для Республики Казахстан из-за неготовности их нефтеперерабатывающих заводов, но в России и Белоруссии все топливо должно быть не ниже класса «Евро3» (К3). Белоруссия давным-давно модернизировала свои НПЗ, они готовы выпускать топливо «Евро4» без всяких проблем. С 2015 г. мы все переходим на топливо класса 4 и в дальнейшем класса 5. Плюс в данный момент мы модернизируем этот технический регламент, он пока не вступил в силу.

Утилизация

Регламент по утилизации в ближайшее время будет принят, и он будет устанавливать достаточно жесткие, с моей точки зрения, требования к транспортным средствам по степени их утилизации. Регламент будет устанавливать требования к производителю, что он должен в обязательном порядке публиковать информацию о том, где можно транспортное средство утилизировать, давать карту утилизации предприятиям, которые с транспортным средством работают, и т.д. Я думаю, что это вкупе с другими мерами, которые реализуются, привлекательность утилизации [как бизнеса] поднимет. Также технический регламент устанавливает минимально достаточные требования для предприятий по утилизации. В основном это связано с экологическими требованиями. Регламент еще не принят, и я не знаю, насколько в этой части мы достигнем консенсуса и сможем принять эти требования, потому что все-таки специфика страновая большая, но тем не менее пока проект, который у нас в работе, такие требования содержит. То есть ориентируйтесь на это, потому что при выпуске в обращение транспортного средства эти требования будут проверяться органами по сертификации транспортных средств. И итоговый документ – одобрение типа транспортного средства, который у нас предусмотрен в техническом регламенте, в том числе будет содержать сведения о том, что транспортные средства соответствуют и этому регламенту.

Интеллектуальные транспортные системы

У нас есть система оповещения об экстренных ситуациях, фактически эта система онлайн может поставлять информацию, где находится транспортное средство, в каком состоянии оно находится, работает ли двигатель, вектор его направления и т.д. и т.п. Если эту систему закольцевать интеллектуальными транспортными системами, то, в принципе, мы будем по каждому транспортному средству знать всё, можно получать информацию дистанционно: кто владелец, кто сейчас сидит за рулем и т.д. И в дальнейшем это позволит фактически перейти к автоматическому вождению автомобилей, потому что большая часть взаимодействия дорога – автомобиль будет происходить в автоматизированном режиме. Мы сейчас с нашими предприятиями и с нашими инноваторами, так сказать, это и фонд «Сколково» и «Роснано», прорабатываем, какой должен быть технический регламент, и, думаю, мы в ближайшее время с концепцией выступим.