Гонка за доходами

Построить трассу для Formula1 и провести Гран-при России доверено двум госкомпаниям Краснодарского края. К 2020 г. они рассчитывают за счет эксплуатации трассы и роста туристического потока вернуть бюджетные 7,9 млрд руб. Спонсоров и билетной программы у гонки до сих пор нет, а трибуны будут меньше, чем на этапах F1 в других странах
DON EMMERT/ AFP

«Формула Сочи» также занимается привлечением спонсоров, уже предварительно утверждены партнеры по Гран-при России: это «Лукойл», «Ростехнологии», группа ГАЗ, «Мегафон», – говорит менеджер «Формулы Сочи». Они будут оказывать спонсорскую поддержку «Формуле Сочи» в проведении гонок и промомероприятий, продолжает он: «С компаниями подписаны декларации о намерениях».

В ноябре прошлого года в Имеретинской низменности Адлерского района Сочи началось строительство трассы для Formula1. За проведение гонок F1 в России отвечают три организации: принадлежащие на 100% администрации Краснодарского края компании «Центр «Омега» и «Формула Сочи», а также Российская автомобильная федерация (РАФ), рассказал менеджер «Формулы Сочи».

Формула с тремя известными

«Омега» строит гоночную трассу, готовая трасса и объекты инфраструктуры (трибуны, тим-билдинг и пит-билдинг и др.) будут ее собственностью. Именно «Омега» 14 октября 2010 г. подписала лицензионное соглашение с компанией Formula One World Championship на организацию и проведение гонок F1 в России. «Омега» несет финансовую ответственность за уплату лицензионных платежей группе Formula One Берни Экклстоуна, говорится в ответе «Формулы» на запрос «Ведомостей».

«Омега» сдаст трассу в аренду «Формуле Сочи», которая будет проводить гонки в 2014–2020 гг., сказал топ-менеджер «Формулы».

«РАФ будет отвечать за спортивную составляющую российского этапа Гран-при: сделает аудит готовой трассы, организует непосредственно спортивную часть гонок, соревнований, займется установкой телеметрии, обучением российских судей (маршалов), сертификацией персонала», – рассказал секретарь РАФ Сергей Ушаков. По его словам, РАФ заключила договор с Австралийской федерацией автоспорта и сейчас российские специалисты обучаются в Австралии. «У нас специалисты достаточно высокого уровня, но нужно к гонкам F1 отработать до автоматизма все навыки. 30 человек уже обучили, это будут маршалы мирового уровня, всего же к 2014 г. нужно подготовить 600–700 человек», – говорит Ушаков.

«Российский этап F1 на трассе в Сочи обещает быть если не самым захватывающим, то одним из самых красивых точно, – предвкушает Ушаков. – Телекартинка потрясающая: с одной стороны – горы, с другой – море».

«Мы ведем переговоры с «Формулой Сочи», детали комментировать не готовы. В 2012 г. мы выступили партнером Moscow City Racing и фестиваля скорости «Формула Сочи», – ответила пресс-служба «Мегафона» на запрос «Ведомостей». Пресс-служба ГАЗа от комментариев отказалась, их коллеги из «Лукойла» и «Ростехнологий» на запрос не ответили.

Один из источников дохода для организаторов – брендирование Гран-при названием компании-спонсора. Например, спонсором венгерского Гран-при является «дочка» нефтяной компании Eni, британского Гран-при – банк Santander. «Формула Сочи» по-прежнему ведет поиск титульного спонсора и не разглашает названия претендентов.

Как окупить 8 млрд руб.

Трасса для F1 в Сочи обойдется в $200 млн, сказал 14 октября 2010 г. краснодарский губернатор Александр Ткачев сразу после подписания соглашения с владельцем группы Formula One Экклстоуном. «Актуальная прогнозная стоимость трассы – 7,89 млрд руб., 30% этой суммы освоены к концу 2012 г., – отвечает «Формула Сочи» на запрос «Ведомостей». – С целью повысить доходы от трассы рассчитывается возможность ее функционирования круглый год и проведение соревнований других гоночных серий и корпоративных мероприятий». «Эти изменения могут увеличить стоимость проекта, но несущественно, – говорит сотрудник РАФ. – Нужно будет запроектировать новые отбойники, зоны безопасности, чтобы, допустим, проводить гонки как по часовой стрелке, так и против нее».

«Источниками доходов «Формулы Сочи» помимо спонсорских поступлений и продажи билетов, атрибутики и рекламных прав будут продажа VIP-парковок и сдача трека в аренду автомобильным клубам, организаторам гонок (кроме F1) и производителям автомобильных покрышек для испытания их продукции. То есть мы будем полноценным оператором трассы. Она расположена на юге, и количество солнечных дней здесь больше, чем в Англии», – сказал менеджер компании.

По словам собеседника в «Формуле Сочи», компания Deloitte разработала четыре сценария работы трассы с учетом проведения гоночных соревнований – от наиболее пессимистичного до наиболее оптимистичного, в каждом из сценариев заложены разные доходы и цены на билеты. Deloitte на запрос «Ведомостей» не ответила.

«Общее количество мест на трибунах к 2015 г. составит 55000–60000, правда, к 2014 г. построят трибуны только на 42000 зрителей. В дальнейшем планируется увеличивать количество мест за счет сборно-разборных трибун в зависимости от активности зрителей и активности трека», – говорит представитель «Формулы Сочи» (трибуны Hungaroring, где проходит венгерский Гран-при, вмещают 70000 человек, малазийской Sepang – 80000, а американской Circuit of the Americas – 120000).

«Думаю, трибуны будут заполнены на 25–30%, – говорит Оксана Косаченко, менеджер российского пилота F1 Виталия Петрова. – Стоимость билета на трибуны высока для среднестатистического жителя России – 350–400 евро. Дальше все зависит от промоутера. Привлечь зрителя вторично по законам маркетинга стоит в 10 раз дороже, чем в первый раз. Пока никакой работы по продвижению Гран-при среди российской публики я не видела».

«Российский промоутер гарантированно заполнит трибуны, – уверен представитель «Формулы Сочи». – По предварительным прогнозам, это будут иностранные гости, жители столицы и крупных городов юга России, самого Сочи. Доходы сочинцев растут за счет сдачи жилья в аренду и развивающегося бизнеса за счет прибрежного олимпийского кластера. По нашим расчетам, они готовы тратить деньги, в том числе и на гоночный уикенд. Для болельщиков из других стран и жителей крупных российских городов к концу 2013 г. будут разработаны специальные туры». Но «спрогнозировать ценовой коридор» промоутер пока не готов.

«Сейчас один из самых дешевых и популярных – тур на Гран-при Бельгии», – говорит представитель «Формулы Сочи». В Бельгии цена билета на трехдневное посещение трибун колеблется от 236 до 890 евро (по данным с сайта ТТМ-групп, уполномоченного агента голландской компании The Ticket Enterprise, единственной фирмы, которая имеет право продавать билеты в Европе на все гонки F1). На Гран-при Монако цена выше – от 750 до 1277 евро (не считая VIP-лож).

К 2020 г. планируется окупить расходы бюджета на трассу, говорит менеджер «Формулы Сочи». Трассу «Центр «Омега» строит за счет своего уставного капитала (20,5 млрд руб.), который целиком оплачен из бюджета Краснодарского края. «Если расходы действительно окупятся, организаторы всех остальных Гран-при прибегут к ним с вопросом «как вам это удалось?». Ведь самые знаменитые и популярные гонки – Монако и Сингапур – убыточны», – предупреждает Косаченко.

Менеджер «Формулы Сочи» оговаривается, что непосредственно промоутер и «Центр «Омега» доходами от продажи билетов, атрибутики, рекламных прав и от управления трассой не окупят вложения. «Но трасса привлечет дополнительные инвестиции малого и среднего бизнеса, который сконцентрируется вокруг гонки, будут доходы от туристов, не связанные напрямую с гонками, все это повлечет дополнительные налоговые поступления. Бюджетные траты на трассу ожидаем окупить с учетом этого колоссального мультипликативного эффекта», – рассказывает собеседник «Ведомостей». Для получения эффекта достаточно использовать стандарты, которые десятилетиями нарабатывались FOM и FIA (Международная автомобильная федерация), эти документы, «огромные фолианты на техническом английском», штудирует «Формула Сочи», заключает он.

Погонять в Сочи

«Теоретически на трассе в Сочи смогут проводиться любые типы кольцевых гонок существующих мировых серий, – уверяет Ушаков. – Необходимо только найти каждой гонке место в календаре соревнований, чем мы и займемся после завершения строительства». Сейчас в России есть семь трасс, только три из них имеют международную лицензию – это открытая в июле в Подмосковье Moscow Raceway, работающие с 2011 г. автодром «Санкт-Петербург» и с 2010 г. – «Смоленское кольцо», еще одна трасса международного уровня строится во Владивостоке, продолжает он.

«Какие гонки будут проводиться в Сочи, зависит от экономической ситуации и действий промоутера (т.е. «Формулы Сочи»), но календарь соревнований подбирает РАФ. Гран-при России в классе F1, скорее всего, пройдет в октябре 2014 г., однако окончательное слово за Экклстоуном. До этого желательно провести какую-нибудь гонку мировой серии, чтобы проверить все нюансы трассы», – рассказывает Ушаков.

«На гонки F1 возможно привлекать до 100000 посетителей», – уверен менеджер «Формулы Сочи». «Другие гонки в Сочи смогут собрать до 25000 человек и выше», – добавляет Ушаков.

«Безусловно, зрители поедут на гонку F1 в Сочи, эффект новизны для российского и иностранного зрителя сыграет свою роль, – говорит руководитель проекта Moscow Raceway Екатерина Бельцевич. – А количество зрителей последующих сезонов F1 в Сочи будет зависеть от первого впечатления 2014 г.».

Дилер займется гонками

Как оператор трассы, организатор и промоутер гонок F1 в России компания «Формула Сочи», по сути, является главным ответственным за успех всей затеи «королевской серии» в нашей стране, говорит менеджер компании. Он оговаривается, что ее действия строго контролируют администрация края и Минрегион. «Формула Сочи» создана в октябре 2011 г., в августе этого года ее гендиректором назначен Александр Богданов, который до этого много лет был директором автосалона «Audi центр Краснодар» (входит в ростовскую «ААА моторс»). Он несколько раз признавался лучшим в России региональным дилером Audi.

Администрация края не сообщала, почему доверила руководство «Формулой Сочи» наемному менеджеру совсем из другой отрасли. «Финансовые условия у меня сейчас не лучше, чем на предыдущем месте работы. В предложении привлекла прежде всего масштабность проекта и повышение уровня собственной квалификации», – рассказывает Богданов. «До «Формулы Сочи» 20 лет проработал в дилерских центрах и автомобильных компаниях: представительстве ГАЗа в Краснодаре, дилерском центре Renault, затем в центре Audi, мое имя на слуху – видимо, поэтому и пригласили», – предполагает он.

«Уже набрана стартовая команда, много людей из бизнеса, которые пришли на смену выходцам из административных структур. Однако навыки госслужащих тоже полезны для общего дела, учитывая, что мы принадлежим, по сути, государству», – рассказал Богданов.