«Живет в Барселоне, считает – жизнь удалась»

Лазарь Шаулов продал «Стройфарфор», которым владел 14 лет. Как биржевик купил завод и сделал его российским лидером, почему распалась его первая команда, а завод в кризис разорился и как взыскивают его полумиллиардный долг после бегства в Испанию – в статье «Ведомостей»
Лазарь Шаулов/ Из личного архива

В 2010 г. Шаулов попросил экс-депутата Госдумы, бизнесмена Леонида Маевского (известен инвестициями в «Мегафон» и длящейся с 2005 г. судебной тяжбой из-за акций оператора СМАРТС) спасти «Стройфарфор» от банкротства, рассказали три человека, близкие к сделке. «У Лазаря была тяжелая ситуация, а мне актив был интересен, я купил – обычная история», – говорит Маевский.

Долги и доходы. 3,7

млрд руб. составляет долг «Стройфарфора», согласно сентябрьскому мировому соглашению. У других предприятий тоже большие долги, но большинство из них – это поручительство за «Стройфарфор». В кризисный 2009 год его предприятия вошли с долгом 6,4 млрд руб., рассказывал новый совладелец Родион Романов. В 2011 г. два завода («Кварц» не работал), Владимировский карьер и «Евротайл-дистрибьюшн» в сумме выручили 8,3 млрд руб., прибыль от продаж в сумме составила 615 млн руб. Но у холдинга есть множество более мелких сбытовых компаний. По словам Романова, EBITDA холдинга в 2012 г. составит 1,15 млрд руб., рентабельность по EBITDA будет на уровне 20%

Шаулов – закрытый человек, он редко общался с прессой, даже когда шахтинский «Стройфарфор», признанный лидером отрасли облицовочных материалов, не имел проблем и продолжал расти. В биографической справке на сайте Законодательного собрания Ростовской области (Шаулов – депутат с 2005 г.) говорится, что он окончил исторический факультет Ростовского государственного университета (сейчас ЮФУ), работать начал на Новочеркасском электровозостроительном заводе оператором станков, в 1994–1998 гг. руководил финансово-коммерческими организациями в Ростове, а в 1998 г. возглавил «Стройфарфор».

«Лазарь с 1998 г. был контролирующим собственником завода, но это нигде не афишировалось, по Шахтам еще спустя несколько лет ходили самые невероятные слухи о том, кто же владеет «Стройфарфором», – говорит бывший топ-менеджер компании. О нем написали в 2008 г., что он владелец «Стройфарфора», так ему для детей пришлось охрану нанимать, объяснял Шаулов несколько лет назад свою необщительность.

Команда с биржи

В 1994–1998 гг. Шаулов последовательно был директором ростовских АОЗТ «Финансовый менеджмент», ООО «Финансовый спутник» и ЗАО «ФС-фоска», говорится в старых квартальных отчетах «Стройфарфора», доступных в системе «СПАРК-Интерфакс». «Эти компании Лазарь создал вместе с несколькими бывшими однокурсниками, они работали на ростовском фондовом рынке, покупали акции ростовских эмитентов и продавали в Москве – прибыльный был бизнес. Активно тогда торговались, например, «Ростовэнерго» (сейчас филиал «МРСК Юга»), «Ростовэлектросвязь» (сейчас филиал «Ростелекома»), в интересах «Балтики» были скуплены акции Ростовского пивоваренного завода (сейчас южный филиал «Балтики»). Также работали на рынке векселей и взаимозачетов», – говорит бывший топ-менеджер «Стройфарфора», знавший Шаулова еще биржевиком.

На «Стройфарфор», по его словам, пришли случайно: завод не сумел оплатить в срок вексель и его гендиректор Вениамин Жуков, который был крупнейшим акционером, предложил в счет долга небольшой пакет. «Затем Шаулов докупал еще акции с целью перепродажи, в 1996–1997 гг. у него было около 30% «Стройфарфора», хотели пакет продать, но ему, наоборот, предложили купить еще: предприятие имело проблемы, но было живым, работающим, – говорит бывший топ-менеджер компании. – Шаулов согласился и в 1998 г. стал контрольным владельцем». По словам собеседника «Ведомостей», контрольный пакет Шаулов оформил частично на себя, частично на «ФС-фоску», которая также принадлежала ему. Их суммарный пакет «Стройфарфора» в 1998 г. составлял 57,8%, говорится в квартальных отчетах завода.

«Лазарь стал гендиректором завода и привел свою команду, семь-восемь человек (его подчиненные по ростовским биржевым компаниям и московские знакомые), все заняли руководящие посты», – вспоминает бывший топ-менеджер «Стройфарфора».

Между кризисами

«Шаулов и никто из его команды до этого с производством дела не имели, наверное, это был большой плюс – глаза не были зашорены», – рассказывает бывший топ-менеджер «Стройфарфора». Новому руководству очень помог разразившийся в августе 1998 г., через месяц после прихода на завод, экономический кризис: «Стройфарфор» остро конкурировал с импортной плиткой, которая вслед за взлетом доллара резко подорожала и сделала его продукцию конкурентоспособной, продолжает он.

Были, по его словам, собственные грамотные решения. До Шаулова «Стройфарфор» очень много продавал с рассрочкой платежа и по взаимозачетам, а получавшие плитку по бартеру контрагенты зачастую продавали ее дешевле, чем сам завод, это было большой проблемой, поэтому летом 1998 г. склады завода были затоварены, а перед рабочими были долги по зарплате за несколько месяцев. От зачетов сразу отказались, уже в начале 1999 г. было принято оправдавшее себя решение развивать собственную оптовую сбытовую сеть, первая торговая «дочка» была создана в Новосибирске, вспоминает собеседник «Ведомостей».

«Кризисом 1998 г. и уходом импорта мы воспользовались сполна: уже через полгода [после прихода] было принято решение о строительстве второй линии, еще через год она была построена, с тех пор Шаулов практически вплоть до кризиса 2008 г. непрестанно увеличивал мощности – за счет расширения самого «Стройфарфора» и покупки конкурентов», – вспоминает бывший топ-менеджер.

В 1998 г. на «Строй­фарфоре» была одна линия, мощностью 1,4 млн кв. м плитки в год, в 2008 г. – девять линий на 25 млн кв. м, а вместе с купленными Шауловым в 2007 г. Воронежским керамическим заводом и ОАО «Кварц» в Ленинградской области – 40 млн кв. м.

«Уже в 2004 г. «Стройфарфор» был крупнейшим в России производителем, в лидеры вышли за счет кредитов, уже тогда было видно, что с возвратом кредитов могут возникнуть проблемы. Все говорили Лазарю: нужно сделать передышку хотя бы на год, погасить задолженность, что-то диверсифицировать», – вспоминает бывший топ-менеджер «Стройфарфора».

Шаулов же, по словам собеседника «Ведомостей», был за глобальное расширение, у него гигантомания была, он говорил иногда: «Хочу быть крупнейшим в мире». Ударом для команды стала смерть заместителя гендиректора по производству Ивана Образцова – его в 2004 г. убил бывший работник «Стройфарфора», уволенный по представлению Образцова: «Иван Иванович был старше всех нас, единственный топ-менеджер, работавший еще до прихода Шаулова, он тоже был за замедление развития, и к нему Лазарь прислушивался».

«У Шаулова потрясающая харизма, он умеет увлечь, зажечь людей. Есть и минусы. Может в каких-то моментах слукавить. Например, топ-менеджерам на словах были обещаны опционы, но фактически не получилось. Это и разногласия по вопросам развития – одна из причин распада первой команды. Несколько ее представителей ушли с середины 2000-х», – говорит собеседник. Правда, не все: Олег Щеголев и сейчас гендиректор Владимировского карьера тугоплавких глин («дочка» «Стройфарфора» – поставщик сырья), Игорь Неправда и Ольга Удовиченко ушли уже в кризис.

Почему не было опциона? Собеседник «Ведомостей» уверен, что это стремление Шаулова полностью все контролировать: он говорил, что у бизнеса не может быть двух хозяев. Шаулов показал позже, что и экономить умеет. В сентябре 2008 г. пакет Шаулова в «Стройфарфоре» превысил 95% (95,21%), он объявил принудительный выкуп оставшихся 4,79% за 1,67 млн руб., оценив весь завод примерно в 35 млн руб.

Замахнулись на четверть

В конце 2010 г. Сбербанк подал к «Стройфарфору» иски на 3,7 млрд руб., позже свои требования к заводу присоединили ВТБ (286 млн руб.) и «Юникредит банк» (79 млн руб.). Соответчиками были Воронежский керамический завод (ВКЗ), «Кварц», Владимировский карьер тугоплавких глин (ВКТГ) и «Евротайл-дистрибьюшн» (ЕТД, основная сбытовая структура холдинга), которые поручались по кредитам.

Алексей Новиков (в 2011–2012 гг. гендиректор ООО «Юнитайл», которое управляет заводами) рассказывал в прошлом году, что план предполагал выкуп Маевским части долгов заводов, реструктуризацию других и получение доли в активах. Шаулов, по его словам, планировал остаться в бизнесе; обсуждалось, как поделить контроль между ним и Маевским.

Все так и вышло, только заводы «Стройфарфора» полностью выкупили Маевский и его партнер, бывший инвестбанкир Родион Романов, у которых контрольная и миноритарная доли соответственно, рассказали они сами. «Восемнадцатого апреля этого года мы окончательно оформили сделку, Лазаря там [в акционерах заводов] уже нет. Изменения в реестры акционеров, возможно, будут внесены еще до конца года», – говорит Маевский. Продажу подтвердили два банкира в Ростове. В сентябре заводы, ВКТГ и ЕТД (в прошлом году на всех введено наблюдение) заключили мировые соглашения с кредиторами, арбитражи прекратили на них процедуры банкротства (см.врез).

«Ходят разговоры, что мы купили [активы Шаулова] для перепродажи. Это не так, они не перепродаются, моя задача – остаться лидером рынка и укрепить эти позиции», – уверяет Маевский.

«Спрос на облицовочные материалы в этом году превышал предложение; если динамика сохранится, в 2013 г. рынок вырастет на 8–10%, все прошедшие кризис производители подумывают о новых проектах – рынок способствует «Стройфарфору», – говорит гендиректор «Нефрит-керамики» Загит Багаутдинов. Багаутдинов считает, что «Стройфарфор» мог бы быть интересен и профильным инвесторам, но у него большие долги (см.врез), кризис в строительной отрасли происходит раз в четыре года и производственники осторожны, добавляет он.

Долг в полмиллиарда

Шаулов не рассказывал, почему обанкротились его заводы. Из-за кризиса и падения выручки «Стройфарфор» не смог обслуживать кредиты, объясняет Романов. «Очень быстро «Стройфарфор» развивался, кредиты выдавались охотно, с каждым годом дешевели. Но в 2008 г. кредиты стали выдавать хуже, стало невозможно погашать одни кредиты за счет других, в 2010 г. проблемы и выплыли», – говорит бывший топ-менеджер «Стройфарфора».

Почему Шаулов продал все? Маевский говорит, что в 2011 г. Сбербанк и ВТБ пытались инициировать против него уголовные дела по статье «преднамеренное банкротство». «Я им этого не позволил. Там [на заводах Шаулова] были мои арбитражные управляющие, я не дал им скатиться в банкротство и спокойно урегулировал ситуацию с банками. Это переговорный процесс. Вести переговоры – это тоже искусство», – рассказывает он. «В обязанность арбитражного входит устанавливать признаки преднамеренного банкротства, следственные органы могут учитывать его позицию», – поясняет управляющий партнер юрфирмы «Эберг, Степанов и партнеры» Игорь Степанов. Маевский добавляет, что в апреле 2011 г. Шаулов уехал из России и возвращаться не собирается. Пресс-службы обоих банков от комментариев отказались.

Маевский не говорит, получил Шаулов деньги за заводы или они были отданы за долги: «Это наша конфиденциальная информация. Лазарь доволен всем, никаких претензий ко мне нет. Он живет в Барселоне, считает, что жизнь у него удалась. У него дети в школу там ходят, испанцы все». Бывший топ-менеджер «Стройфарфора» добавляет, что семья Шаулова (жена и пятеро детей) уже лет пять живет в Испании, в Ростове его держал только бизнес.

«Шаулов не появляется на заседаниях с прошлого года, объясняя это то состоянием здоровья, то еще чем-то... В новом году вопрос о сложении с него полномочий депутата будет поставлен», – обещает спикер областного законодательного собрания Виктор Дерябкин. Полномочия депутатов нынешнего созыва истекут в сентябре 2013 г.

Как выяснили «Ведомости», в России у Шаулова остались долги. По данным базы данных ФССП, у него два долга – 279,8 млн руб. (исполнительный лист выдан в декабре 2011 г.) и 281 млн руб. (лист выдан в марте 2012 г.). Сотрудник ФССП пояснил, что оба долга – это поручительства Шаулова за «Стройфарфор».

В исках к предприятиям Шаулов соответчиком не был, но в августе – сентябре прошлого года Сбербанк взыскал с него в Октябрьском районном суде области 4,2 млрд руб., еще 695608 евро взыскал ВТБ, говорится на сайте суда. «В мировом соглашении «Стройфарфора» с кредиторами говорится, что все поручительства и залоги по кредитам остаются в силе до полного погашения долга (3,7 млрд руб. до сентября 2016 г.)», – говорит Степанов.

«На акции «Стройфарфора» взыскание распространиться не может. Долги вошли в мировое соглашение, утверждены судом, акции проданы, приставы взыскивают его [Шаулова] личное имущество, машины, квартиры», – говорит Маевский. Пристав-исполнитель Людмила Бурлака сказала, что исполнительное производство пока ведется за счет имущества Шаулова (не поясняет какого), оставшегося в России.

«Ведомости» написали Шаулову в Facebook с просьбой прокомментировать выход из бизнеса, после этого он трижды заходил на свою страницу, но на вопросы не ответил.