Правила игры: Определиться с понятиями


Что бы ни происходило с рынком бизнес-образования и бизнесом в России и мире, не прекращаются разговоры о том, что MBA не нужен для эффективного управления. В доказательство приводятся примеры успешных предпринимателей, не имеющих бизнес-, а иногда и вообще законченного образования. Говорится, что менеджмент не наука, так как он только анализирует уже случившиеся события и не в состоянии предсказать будущее или дать работающую на практике модель. Профессора менеджмента описывают в многочисленных кейсах истории чужого успеха, который невозможно повторить из-за его объективной уникальности, или вслед за Портером, Котлером и прочими «гуру менеджмента» пишут толстенные книги, в которых создают все новые «авторские» теории управления, совершенно неинтересные практикам. Еще одна проблема – подавляющее большинство преподавателей школ бизнеса, в особенности российских, никогда не работали в реальном бизнесе и не могут дать конкретных ответов на ежедневно возникающие вопросы.

На первый взгляд все эти аргументы трудно опровергаемы, однако это далеко не так.

Во-первых, состояния зарабатывают отнюдь не менеджеры, а предприниматели. При этом ни один нормальный предприниматель, как правило лидер по натуре, никогда не примет на управленческую работу менеджера без представления об основах профессии (менеджмент, маркетинг, финансы, стратегия и проч.). Ну не возьмете же вы себе на работу, будучи в здравом рассудке, водителя без профессиональной подготовки. Сегодня у многих происходит смешение понятий «лидер» и «менеджер». К слову сказать, тот же Стив Джобс, как известно, был совершенно бездарным менеджером, но при этом выдающимся лидером.

Во-вторых, следует согласиться, что предпринимательству (не менеджменту!) ни в России, ни в других частях света всерьез не учат. Чаще всего, насколько мне приходилось наблюдать, в основе таких программ проповеди о том, что «быть предпринимателем трудно, но интересно». Зато как без основательного фундамента дом не построить, так и без базовых современных знаний основ управления не создать крепкую компанию. Конечно, в любой сфере есть псевдоспециалисты, но судить по ним о состоянии любой отрасли не стоит.

В-третьих, преподавание основ управления – это такая же профессия, как и любая другая. Но, как сказал один из моих коллег, «вы же не требуете от орнитолога умения летать». Более того, практика любых школ бизнеса показывает, что успешный менеджер редко способен стать успешным преподавателем управления. Другой вопрос, что, когда одну из российских школ журналисты презрительно обозвали «ПТУ для менеджеров», наше отечественное «ученое» сообщество восприняло такое клеймо с явным одобрением. А жаль! Ведь еще Питер Дракер настаивал на том, что хорошая школа бизнеса – это не университет или аспирантура, а именно школа, в которой даются основы профессии. Беда подавляющего числа даже самых брендовых школ бизнеса состоит в том, что их преподавателям не дает покоя слава ученых-физиков или химиков. Отсюда и столь широко распространенная тяга многих моих коллег к неуместному онаучиванию своих курсов.

Мне представляется, что предмета для дискуссии о полезности MBA нет, нужно просто сначала определиться с понятиями.