Налоги: Кто в лес, кто по дрова

Sameta

Совладельцы (данные ЕГРЮЛ): Дмитрий Громыко и Алексей Мордовичев (по 50% в трех дочерних компаниях); Алексей Мордовичев и Михаил Кленин (51% и 49% соответственно в ООО «Самета – корпоративные финансы»). Финансовые показатели не раскрываются. Образована в 2002 г., насчитывает более 50 юристов.

В пункте 1 статьи 252 Налогового кодекса говорится о том, что налогоплательщик вправе уменьшить доходы на понесенные расходы (обоснованные и документально подтвержденные затраты, а в ряде случаев, предусмотренных НК, – убытки. – «Ведомости»). Есть многочисленные разъяснения Минфина, где он, ссылаясь только на эту норму НК, говорит о том, что потери, связанные с просроченными либо недоброкачественными товарами, можно относить на расходы. При этом Минфин указывает, что у налогоплательщиков должна быть обязанность изымать эти товары из оборота, утилизировать их либо уничтожать. Обоснование – законы о защите прав потребителей и о безопасности пищевых продуктов. Как известно, два этих закона устанавливают следующий порядок: на продуктах питания, парфюмерии, косметике, товарах гигиены, медикаментах производитель обязательно должен указывать срок годности. Если срок годности не установлен либо истек, товары не подлежат реализации.

Тот же закон о безопасности пищевых продуктов предусматривает, что утилизация пищевых товаров должна производиться на основании экспертизы. Налоговые органы, как правило, говорят: раз отсутствует у вас экспертное заключение – вы не вправе признавать это расходами. Но суды не соглашаются с налоговыми органами: тот же закон гласит, если имеются явные признаки недоброкачественности товара, в том числе и истечение срока годности, то уничтожение товара должно производиться без экспертизы.

Однако даже при наличии множества разъяснений Минфина есть письмо управления ФНС России по Москве. Они вразрез с разъяснениями Минфина (мартовскими 2012 г.) говорят о том, что все равно налогоплательщик не вправе учитывать эти расходы. То есть все равно можно ждать претензий налоговой (хотя их, конечно, легко отбить в суде).

Подпункты 2 и 3 пункта 7 статьи 254 НК устанавливают, что в составе материальных расходов могут учитываться как потери в пределах норм естественной убыли, так и технологические потери. Есть приказ Минфина, где установлены нормативы естественной убыли для предприятий торговли. Там учитывается даже формат самообслуживания и площадь магазина. Но налоговый орган апеллирует именно к тому, что вы вправе учитывать [любые] потери только в пределах этих нормативов. Суды, однако, не принимают такие доводы, когда речь идет не о естественной убыли, а о том, что товар испорчен, некачественный и подлежит уничтожению.