Суть дела: Власть прислушивается к нам все больше

Мне хотелось бы несколько слов сказать об общей картине в отрасли, затем об отношениях с государством и завершить основными вопросами, стоящими на повестке дня Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ).

ОАО «Дикси групп»

Розничный оператор. Акционеры: группа «Меркурий» Игоря Кесаева (54,4%), остальные акции – в свободном обращении. Капитализация – 44,7 млрд руб. Выручка в первом полугодии 2012 г. по МСФО – 70,8 млрд руб.,чистая прибыль – 501 млн руб. Управляет 1276 магазинами общей торговой площадью 443 000 кв. м (данные на 30 июня 2012 г.).

Ассоциация компаний розничной торговли (АКоРТ)

Создана в 2001 г. для представления и защиты интересов организаций розничной и мелкооптовой торговли, координации их предпринимательской деятельности. Объединяет 24 торговые компании.

В целом розничный рынок России развивается в соответствии со всеми мировыми тенденциями. Доля сетевой торговли в РФ неуклонно растет, структура оборота розничной торговли характеризуется постепенным снижением доли открытого рынка и увеличением доли крупных организаций. Однако более половины оборота розничной торговли неизменно формируют субъекты малого бизнеса. По итогам 2012 г. соотношение сетевого к малому бизнесу и неорганизованной торговле составит примерно 40% к 60%.

При этом следует отметить, что на пять ведущих розничных компаний России придется всего около 6% розничного товаро-оборота страны. Если же мы посмотрим на розничный товарооборот продуктового сектора, то здесь на пять ведущих компаний придется около 12–13%. То есть рынок до сих пор фрагментирован. И если сравнивать, например, с Финляндией, где 90% приходится на топ-5 основных игроков, или с Австралией, где на основных игроков приходится 83%, то можно сказать, что с точки зрения консолидации рынка крупнейшим операторам в России предстоит еще огромный объем работы.

Стоит отметить, что темпы роста ВВП торговли за последние 10 лет в два раза превышают темпы роста ВВП страны. Это 10% к 5% в среднем по экономике РФ. Доля торговли в ВВП страны составляет около 16,5%. (Для сравнения: доля добычи полезных ископаемых – 9%, а доля обрабатывающих производств – 13,5%.) Вклад торговли в налоговые платежи всей бюджетной системы Российской Федерации – около 11%. В торговле занято более 20% экономически активного населения страны. И последний феномен, с моей точки зрения, очень важный: в этом году констатируется очень высокий рост проникновения современных форматов розничной торговли в малые населенные пункты – практически в большинстве из них с населением 5000 жителей и выше представлены крупнейшие розничные продуктовые сети.

О государственном регулировании торговли. С удовлетворением хотелось бы отметить, что розничную торговлю и торговлю в целом в стране все больше и больше слышат власть предержащие. Мы традиционно плотно работаем с профильным министерством промышленности и торговли, с министерством экономического развития, правительством Российской Федерации. Значительно более конструктивные взаимоотношения сейчас у нас выстроились и с Федеральной антимонопольной службой. Из последних новостей, интересных для вас, мы хотели бы сообщить, что удалось согласовать вопрос, которым мы занимались более шести лет, – это налогообложение товарных потерь. Много лет мы пытались убедить Минфин, что неправильно платить налог на прибыль с товара, который у нас украден. И вот только сейчас, несколько месяцев назад на последнем заседании правительственной комиссии под председательством [первого вице-премьера] Игоря Шувалова мы принципиально согласовали внесение поправок в Налоговый кодекс в части разрешения отнесения на себестоимость 1% от товарооборота. Конечно, еще много предстоит сделать, чтобы это было реализовано на законодательном уровне.

Я думаю, все вы уже знаете, что в очередном ежегодном постановлении правительства РФ по доле иностранных работников, работающих в сфере торговли, цифра квоты, которая последние годы всегда равнялась нулю, меняется на 25%. С моей точки зрения, это фундаментальное достижение для всех нас. Потому что при той демографии, которая сложилась в России, и при тех темпах роста национальной экономики, которые имеют место, без использования [мигрировавших] трудовых ресурсов представить современную рыночную торговлю невозможно. Мы ждем, что в декабре это постановление правительства будет подписано, и надеюсь, что к этой проблеме больше возвращаться не будем.

Еще одним важным нововведением может стать разрешение торговым сетям продавать ограниченный список безрецептурных лекарственных средств. Эта тема так или иначе поднималась в течение последних пяти лет, и вот сейчас правительство рассматривает такую возможность. Если решение будет положительным, это важно для потребителей – увеличение конкуренции в сфере продажи лекарственных безрецептурных препаратов однозначно приведет к снижению цен. С другой стороны, я думаю, что это будет очень важно и для розничных операторов, так как позволит растить еще одно направление и увеличивать свой бизнес.

Хотелось бы сказать и о кодексе добросовестных практик в отношении торговых сетей и поставщиков потребительских товаров. Можно сказать, что процесс согласования кодекса завершен. Я надеюсь, что до конца года кодекс будет подписан, начнет работать и послужит надежным фундаментом для развития всей отрасли.

Что касается отраслевых приоритетов – необходимо отметить, что идет очень плотная работа с правительством и ФАС о внесении поправок в закон «О торговле». В целом мы поддерживаем правительственные поправки. В ближайшее время они будут внесены правительством в Госдуму. Единственный вопрос на повестке дня по этому закону состоит в целесообразности корректировки 14-й статьи. Есть предложение изменить ее, разрешив превышение нормы в 25% (порог доминирования для продовольственных сетей, ограничивающий их в приобретении и аренде торговых площадей, если доля сети превышает 25% объема реализованных товаров в денежном выражении за прошлый год; в других отраслях и непродовольственном ритейле доминирующее положение фиксируется в диапазоне от 35% до 65% доли рынка. – «Ведомости»). Но существует также мнение оставить эту статью в первоначальном виде до появления наработанной практики. Позиция АКОРТ достаточно четкая: мы против любых ужесточений в 14-й статье и хотели бы видеть дальнейшую либерализацию.

Важными в деятельности АКОРТ являются и вопросы параллельного импорта и стоимости эквайринга в России. В последнее время активизировалась дискуссия о целесообразности ликвидации параллельного импорта, то есть ввоза брендированного товара без разрешения правообладателей. Мы полагаем, что в случае разрешения параллельного импорта риски поставок контрафактной, несертифицированной, несоответствующей техническим регламентам продукции на российский рынок существенно увеличатся. Помимо этого, возрастут риски неправильной перевозки и неправильного хранения товара. Поэтому АКОРТ считает, что изменение действующего (с начала 2012 г. – «Ведомости») на территории Таможенного союза регионального принципа исчерпания исключительных прав на товарный знак (предусматривает, что исключительные права исчерпываются с началом оборота в одной из стран-партнеров; такой принцип действует также в ЕС. – «Ведомости») [было] преждевременно.

Вторая тема – эквайринг. Мы все являемся потребителями и понимаем, как удобно применение карт для оплаты. Но как профессионалы понимаем, насколько дорого это обходится розничным сетям. Поэтому одной из приоритетных задач, стоящих перед АКОРТ, мы считаем снижение тарифов [на услуги банков-эквайеров], что позволит активнее развивать это направление.