Закрытое дело

В распоряжении «Ведомостей» оказались материалы следственной проверки деятельности экс-руководителя «Тюменьэнерго» Евгения Крючкова, который подал в отставку в декабре 2011 г. после критики Владимира Путина. МВД подозревало Крючкова в выводе средств, но Следственный комитет прекратил дело
Следователи закрыли дело на бывшего руководителя "Тюменьэнерго"/ С. Портер/ Ведомости

«Совсем оборзели уже!» – возмущался год назад премьер Путин, выступая на заседании правкомиссии по развитию электроэнергетики. Выступление вошло в историю отрасли – после него подали в отставку девять топ-менеджеров энергокомпаний, названных и раскритикованных Путиным поименно (см. врез).

Среди них был и тогдашний гендиректор «Тюменьэнерго» («дочка» «Холдинга МРСК») Евгений Крючков. «Группа лиц из числа руководства «Тюменьэнерго» <...> господин Крючков – создала сеть подконтрольных организаций, привлекаемых для ремонта объектов энергетики, который часто осуществляется силами и средствами самой «Тюменьэнерго», – рассказывал Путин. – Полученные подконтрольными компаниями средства вкладываются в различные бизнесы, в том числе в семейный гостиничный бизнес в городе Сургуте, а также расходуются на приобретение недвижимости в России и за рубежом».

Крючкова и его коллег заподозрили в создании схемы хищения денег из «Тюменьэнерго» еще до выступления Путина – следственная проверка была закончена МВД в августе 2011 г., утверждает источник в правоохранительных органах. Эти материалы оказались в распоряжении «Ведомостей».

Как следует из документов, деньги из компании выводили через ООО «Глобалтестплюс», зарегистрированное в июне 2008 г. Согласно базе СПАРК, совладельцем компании был Анатолий Карпов, «близкая связь» Крючкова, говорится в материалах проверки.

В сентябре того же года ООО «Глобалтестплюс», «не имевшее на момент контракта персонала и необходимого оборудования», выиграло конкурс на выполнение техобслуживания основных производственных фондов «Тюменьэнерго», говорится в документе. А дальше «с целью придания правомерности своей деятельности» подрядчик арендовал у «Тюменьэнерго» испытательные лаборатории по заведомо заниженной цене и подписал с сотрудниками заказчика трудовые контракты, хотя все затраты по содержанию производственных подразделений продолжала нести «Тюменьэнерго» за счет денег, включенных в тарифы». Предварительная сумма ущерба – 100 млн руб.

Договоры на поставку заключались и с другими фирмами, учрежденными Карповым, но стоимость контрактов на 30–40% превышала рыночную, говорится в материалах проверки. При этом практически все организации использовали имущество и сотрудников «Тюменьэнерго». Доходы ООО «Глобалтестплюса» перечислялись в адрес ООО «УК «Глобалинвестпроект», после чего уходили на счета ООО «Северинвестпроект», сообщается там.

Согласно базе СПАРК, в 2009 г. 97% «Северинвестпроекта» принадлежало «дочке» «Глобалтестплюса» – «Технокомэнерго», 3% – Карпову, сейчас все 100% – у Карпова.

Именно со счетов «Северинвестпроекта» зафиксирована оплата недвижимости в Москве и Сургуте. Так, за его счет произошла оплата квартиры в Сургуте. По данным проверки, там проживал Павел Михеев, нынешний руководитель «Тюменьэнерго» (раньше был замом Крючкова), со своей семьей. В пресс-службе «Тюменьэнерго» отказались от комментариев. Связаться с самим Крючковым не удалось.

«Северинвестпроект» приобрел три автомобиля: Mercedes Benz S500 и S350 и Audi Q7. Машины имели право въезда на территорию московского элитного жилого комплекса ТСЖ «Олимп», где проживала супруга Крючкова – Лариса Андрус. Она же значилась собственником автомобилей. По словам источника, близкого к МВД, на Audi ездила Андрус, на одном из «мерседесов» – сам Крючков.

Сотрудник правоохранительных органов рассказал, что материалы проверки были переданы в следственное управление следственного комитета по ХМАО (СУ СК) еще в августе 2011 г. и на основании их в начале 2012 г. было возбуждено уголовное дело по фактам хищения денег, но впоследствии было закрыто. Расследование дела действительно прекращено, сообщила «Ведомостям» старший помощник руководителя по взаимодействию со СМИ СУ СК Елена Шерман. Она отказалась комментировать причины этого, сославшись на тайну следствия. В главном управлении следственного комитета не ответили на вопросы «Ведомостей».

Представитель «Холдинга МРСК» отказался от комментариев.

Меньше повезло двум другим топ-менеджерам, раскритикованным вместе с Крючковым. По словам представителя СУ СКР по Ставропольскому краю, в отношении бывшего руководителя «МРСК Северного Кавказа» Магомеда Каитова сейчас расследуется дело по статье о неисполнении решения суда. А экс-руководителя сбытового «Энергострима» Юрия Желябовского новый гендиректор его «дочки» – «Тулаэнергосбыта» – Егор Чабанов обвинил в хищении. По сообщению пресс-службы энергосбыта, Желябовский участвовал в схеме неправомерного расходования денег компании на земельные участки в престижном районе Московской области, а также в неоднократном перечислении денег «по различным экономически не обоснованным договорам оказания консалтинговых услуг». Новый менеджмент остановил еще ряд сомнительных сделок, возможный ущерб от заключения которых мог составить более 550 млн руб., сообщает «Тулаэнергосбыт». «По итогам аудита материалы будут направлены в уполномоченные органы для принятия решений о наличии признаков преступной деятельности», – сообщил представитель «Тулаэнергосбыта». Ранее СК уже сообщал о возбуждении нескольких уголовных дел по фактам вывода средств из структур «Энергострима», но вот о претензиях лично к Желябовскому не сообщалось.

По мнению директора Фонда энергетического развития Сергея Пикина, масштабная кампания по борьбе с коррупцией в электроэнергетике, громко начавшаяся в прошлом году, так и не была доведена до конца. «Примеры коррупционной деятельности в ТЭКе известны всем участникам рынка. Борьба с коррупцией должна быть системной и не в рамках одной отрасли, поскольку проблемы существуют везде», – считает Пикин.