Рынки капитала: Аномальные акции


Уходящий год можно отчасти занести в актив российской экономике – наконец-то завершено вступление в ВТО, совершенствуется инфраструктура финансового рынка за счет создания центрального депозитария, принято новое бюджетное правило, ставящее ограничение на чрезмерный рост расходов. Общая макроэкономическая ситуация пусть и не была заметно лучше, чем в прошлом году, но в целом оставалась в рамках тренда относительно успешных 2010–2011 годов. При этом некоторые сегменты российского финансового рынка в этом году показывали намного лучшую динамику по сравнению с другими развивающимися рынками – прежде всего следует отметить рост курса рубля, а также высокий спрос на российские государственные облигации.

ООО «Дойче банк»

Универсальный банк. Владелец – Deutsche Bank AG (100%). Финансовые показатели (на1октября 2012г., данные «Интерфакс-ЦЭА»): активы – 125,6млрд руб. (40-еместо среди российских банков), собственный капитал – 16,4млрд руб., нераспределенная прибыль – 1,8млрд руб.

В то же время на фоне этих достижений особняком стоит российский фондовый рынок, динамика которого была существенно хуже средней по развивающимся рынкам. В чем же причины такого несоответствия между хорошими показателями облигационного и валютного рынка – с одной стороны и фондового рынка – с другой? Наверное, одним из ключевых факторов является корпоративное управление. Казалось бы, здесь ситуация даже несколько улучшилась – в последние несколько лет российские государственные компании стали платить более высокие дивиденды, что отчасти связано с мерами, предпринимаемыми правительством, в том числе в рамках недавнего постановления о дивидендных выплатах в размере 25% от прибыли государственных компаний.

Однако для рынков в данный момент вопрос в том, как долго будет продолжаться такое повышение дивидендов на фоне растущих издержек государственных компаний: внимание и опасения фондового рынка все больше переключаются на эффективность расходов российских компаний. Для достижения прогресса в этой области в прошлом году российское руководство выдвинуло тезис о необходимости снижения издержек госкомпаний на 10% в течение трех лет. К сожалению, с тех пор данный вопрос, судя по всему, несколько вышел из поля внимания правительства.

Еще одним негативным фактором для российского фондового рынка было отсутствие полномасштабного этапа экономических реформ после формирования нового правительства. Отчасти ожидания такого курса действий нового правительства основывались на опыте 2000–2001 гг., когда после президентских выборов была разработана программа Грефа, которая заложила основы ускоренного экономического роста последующих лет. Именно такого рода программа, которая бы включала в себя четкие ориентиры и задачи на краткосрочную перспективу, могла бы должным образом мобилизовать действия правительства, с одной стороны, и улучшить понимание финансовых рынков относительно планов реформ нового правительства – с другой.

Наконец, необходима большая последовательность в формулировании ключевых ориентиров экономического развития, в том числе и по отношению к самому фондовому рынку и инвестициям. Так, с одной стороны, правительство совершенно обоснованно делает ставку в повышении темпов экономического роста на инвестиции. С другой стороны, приходится иногда слышать, что чистый отток капитала (который практически не прекращается с середины 2010 г.) не является таким уж проблематичным явлением и что России не так уж и нужны портфельные инвестиции, главное – привлечь долгосрочные прямые иностранные вложения. Но в том-то и дело, что улучшение ситуации с портфельными инвестициями могло бы стать основой для изменения имиджа России и увеличения притока прямых зарубежных инвестиций. На фоне мирового кризиса растет конкуренция за финансовые потоки, и в этих условиях Россия должна существенно улучшить инвестиционный климат и более четко обозначить ключевые приоритеты своей экономической политики.