Мировые финансы: Кризис евро – конца не видно?


Бернд Брунке

Окончил Берлинский технический университет (1996г.). С1996г. – консультант, с2001г. – партнер Roland Berger Strategy Consultants GmbH. С2006г.– заместитель председателя наблюдательного совета BMP Media InvestorsAG. С2008г. – глава берлинского офиса Roland Berger Strategy Consultants GmbH. С2010г. – главный финансовый директор Roland Berger Strategy Consultants GmbH.

Дмитрий Зайцев

Окончил Киевский национальный экономический университет, бизнес-школу IESE. Доприхода вRoland Berger в2011г. возглавлял практику управленческого консалтинга вAccenture вРоссии, был заместителем председателя правления ируководителем отдела стратегии ИФД «Капиталъ».

Roland Berger Strategy Consultants

Консалтинговая компания. Совладельцы – партнеры компании. Годовая выручка головного офиса (данные Hoovers) – $887,8млн. Основана в1967г. Роландом Бергером. Располагает офисами в36странах мира.

Спустя четыре года после краха компании Lehman Brothers мы переживаем вторую волну финансового кризиса. Ожидается, что в 2012 г. ВВП Евросоюза и еврозоны понизится примерно на 0,4%, а соотношение долга к ВВП в валовом исчислении составит около 90%, что почти на 30 процентных пунктов выше, чем перед банкротством Lehman (в 2007 г.). США также несет бремя высокого государственного долга. С момента, предшествующего коллапсу Lehman, и до сегодняшнего дня он вырос более чем на 40% – до 107% от ВВП. Уровень госдолга в России почти в 8 раз ниже, чем в 27 странах ЕС, – около 10% от ВВП.

Из-за программ жесткой экономии, направленных на спасение пострадавших стран EC, падает спрос в Европе, а экономика США растет медленнее, чем до второй волны финансового кризиса. Рост ВВП наблюдается в настоящее время только в странах с переходной экономикой, таких как Россия, Индия и Китай, – более 4%. Это означает, что экспортеры из Европы и США зависят от динамично развивающихся стран. Товарооборот только между Россией и Европой достиг огромных размеров: с 2000 по 2011 г. экспорт из 27 стран ЕС в Россию увеличился в 5 раз, а импорт удвоился. Германия – второй по величине торговый партнер России после Китая. После вступления России в ВТО условия для экспорта в эту крупнейшую страну мира будут только улучшаться. Однако если Европа и другие страны, такие как США, не возьмут под контроль уровень госдолга в самое ближайшее время, то под угрозой рецессии окажется вся мировая экономика.

Несмотря на различные сценарии развития глобального кризиса, мы считаем, что миру нужна сильная целостная Европа, способная преодолеть рецессию.

Евросоюз является одним из крупнейших экономических регионов мира, на долю которого приходится 23% мирового ВВП. К 2030 г. объем ВВП ЕС вырастет до $20 трлн, что поставит Евросоюз в один ряд с США. При этом ВВП ЕС будет составлять примерно три четверти от объема ВВП Китая.

Если в результате финансового кризиса некоторые страны покинут Евросоюз, то он значительно потеряет в своей экономической мощи. Германия будет составлять по объему ВВП лишь примерно одну шестую от Китая и одну пятую от США. Франция, вторая по величине экономика в ЕС, будет иметь всего 10% от ВВП Китая и 13% от ВВП США.

По численности населения Германия является в настоящее время самой большой страной Евросоюза. Но в мировом масштабе Германия очень мала: в 2030 г. ее население будет составлять всего 1% от населения всего мира. А население стран ЕС, вместе взятых, составит в том же самом году в 6 раз больше этой цифры.

Последствия коллапса еврозоны ощутит вся мировая экономика. Выход Греции из еврозоны будет стоить более 300 млрд евро. Если отделятся Португалия, Ирландия, Кипр или Испания, то расходы могут достигнуть 800 млрд евро. Вытекающая из этого потеря доверия к рынкам будет означать многократное увеличение рисков для оставшихся членов, что неизбежно приведет к дальнейшему ослаблению еврозоны и поставит под угрозу целостность Евросоюза.

Европа уже пережила немало кризисов, в подобные времена Европа и Евросоюз должны опираться на свои сильные стороны. Так, половина из 10 самых инновационных стран мира находятся в ЕС. Это гарантирует Европе ведущие позиции на ключевых рынках будущего, таких как экологические технологии. Большие объемы экспорта – следствие высокой конкурентоспособности Европы. В настоящее время ЕС обеспечивает 38% мирового экспорта, что приводит к чрезвычайно высокому уровню экономической интеграции.

Помимо этого ключевым фактором в рамках антикризисной программы является устранение дисбаланса и создание правильных государственных структур внутри Европейского союза.

Возьмем для примера две страны Евросоюза и две федеральные земли Германии. Каждый регион включает страну с наименьшим и с наибольшим ВВП на душу населения (так называемый паритет покупательной способности). К примеру, в Евросоюзе Болгария имеет 45%, а Люксембург – 274%. В Германии федеральная земля Мекленбург – Передняя Померания имеет 70%, а Гамбург – 163%.

Это тот самый вид дисбаланса, которым мы должны правильно управлять, чтобы гарантировать стабильность Европы. Европейский союз уже сформировал два важных института, утвердив Европейский стабилизационный механизм (ESM) и учредив Европейскую систему финансовых наблюдателей (ESFS).

Таким образом, Европа уже сделала несколько важных шагов в нужном направлении. Осталось решить, какие дальнейшие меры должны предпринять Германия и Евросоюз, чтобы устранить дисбаланс и обеспечить экономический рост в долгосрочной перспективе.

Программа роста

На наш взгляд, путь к преодолению евро кризиса заключается в функционирующей по рыночным законам программе роста, которая позволит региону вместе со странами-партнерами к 2030 г. сформировать один из важнейших в мире торговых коридоров.

С одной стороны, ее должно поддерживать государство, с другой – она должна иметь частное финансирование. Цель такой программы – расширить и модернизировать европейскую инфраструктуру. Объем инвестиций оценивается в размере от 1 трлн евро. Для финансирования программы мы могли бы привлечь средства из тех 170 трлн евро, что находятся в руках представителей частного сектора по всему миру. В свою очередь политические силы должны создать условия для перекачки частного капитала в инфраструктурные проекты. Это возможно путем принятия законов, которые стимулировали бы конкуренцию и инвестиции, а также путем введения идеологически нейтральных и юридически грамотных условий на основе рыночной экономики.

Даже при условии частичного частного финансирования инициатива развития инфраструктуры с лежащей в ее основе концепцией рыночного роста Европы могла бы стать третьей движущей силой в рамках общей программы спасения евро. Другие две силы – это структурные изменения, обеспечиваемые политикой строгих мер в отношении повышения конкурентоспособности и бюджетной дисциплины в южных странах, а также бридж-финансирование со стороны Германии и других северных стран зоны евро для стабилизации финансовых рынков.

Благодаря этим трем драйверам Европа может создать высокоэффективную экономику с отличной инфраструктурой, несмотря на продолжающийся кризис. Участвующие в процессе частные компании извлекут прибыль из роста и повысившейся эффективности; граждане получат больше высококвалифицированных рабочих мест. Увеличение налоговых поступлений и снижение государственных расходов приведет к сокращению госдолга.