Управление активами: Примирить две цели


Generali PPF в России

Бизнес компании вРоссии включает всебя страховые компании «Дженерали ППФ страхование жизни» и«Дженерали ППФ общее страхование», атакже НПФ «Дженерали ППФ». В2011г. компании Generali PPF собрали более 10,7млрд руб. страховых взносов, поданным компании. Общее количество договоров, заключенных компаниями группы, составило 3,4млн.

Особенность текущего рынка управления активами состоит в разделении интересов и даже языка управляющих активами, вкладывающих средства на фондовом рынке, и реальных клиентов. Последних интересуют прежде всего собственные интересы, связанные с получением реального дохода, возвратом средств или долгосрочными накоплениями. На мой взгляд, компании по страхованию жизни полностью отвечают запросам потребителей, обеспечивая страховую и юридическую защиту, долгосрочное накопление и приумножение средств. Почему это именно так?

В первую очередь, клиент ожидает получить обещанный ему минимум гарантий. Следовательно, компания должна существовать и выполнять все свои обязательства перед застрахованными лицами даже в кризис, как это было, например, в 2008 г.

В частности, необходим значительный объем ликвидных устойчивых активов, позволяющих выплачивать компенсации застрахованным лицам без необходимости продавать инструменты по низким кризисным ценам, а также достаточный собственный капитал, гарантирующий жизнеспособность компании и позволяющий абсорбировать временные убытки. Важную роль играет диверсификация инвестиционных вложений: убытки от дефолтов банков и компаний в размере 10% от объема активов неприятны, но не являются критическими. В случае же потери платежеспособности группы компаний, в которую вложены 30% и более активов, страховая компания будет вынуждена, скорее всего, прекратить обслуживание клиентов.

До сих пор мы обсуждали только одну сторону – риски. Но ведь клиент хочет не только сохранить средства, но и приумножить. Теория учит, что высокие доходы связаны со значительным риском. Как же примирить эти две, казалось бы, диаметрально противоположные инвестиционные цели?

Оказывается, это возможно. Во-первых, мы знаем уровень допустимого инвестиционного риска, не ставящего под угрозу существование компании. Тем самым получаем возможность брать максимально допустимый риск, подразумевающий максимально допустимую доходность. Во-вторых, можно использовать инструменты, защищающие нас от одного или нескольких типов рисков одновременно без сокращения доходности инвестиций. В качестве примера приведем облигации с плавающей купонной ставкой, приносящие больший доход в период высоких ставок (и падения цен на иные облигации), появляющиеся на российском фондовом рынке. Используя более долгосрочные инвестиции, также можно увеличить инвестиционную доходность, причем без существенного дополнительного экономического риска. Развитие облигационного рынка – появление более длинных или кардинально новых инструментов – увеличивает возможности для подобного непрямого хеджирования.

Но и это еще не все. Одна из главных особенностей практически любого кризиса – насущная необходимость в наличных средствах и проистекающие из-за этого вынужденные продажи активов по бросовым ценам. Обладая значительным запасом наличных средств, страховая компания имеет возможность в кризис покупать, когда все продают, и покупать дешево. Тем самым общая доходность вложений клиентов существенно увеличивается.

Для соответствия ожиданиям клиента страховая компания инвестирует средства на длительный срок. Страховщики жизни – лидеры отрасли – обладают четко прописанной процедурой коммуникации и кооперации разных ветвей бизнеса при инвестировании средств, что позволяет согласовать внутренние интересы компании и конечных клиентов.

Какое же будущее ждет отрасль и связанный с ней сегмент управления активами? Программы по страхованию жизни представляют собой долгосрочный элемент финансового планирования. И мы считаем, что постепенно горизонт планирования будет расти, увеличивая спрос на эти продукты. Этот тренд заложен в разработанную в этом году стратегию развития страховой отрасли.

Тем не менее для успешного развития отрасли страхования жизни изменений в сознании людей недостаточно – требуются законодательные изменения, стимулирующие долгосрочное страхование. Это могут быть льготы по подоходному налогу при покупке полисов страхования жизни, а также законодательные изменения, касающиеся возможности разнесения убытков по счетам застрахованных лиц, и внесение ясности в вопросе выплаты накопленных пенсий.

В случае принятия необходимых актов можно рассчитывать на взрывной рост рынка страхования жизни и существенное увеличение суммы инвестиционных активов в распоряжении страховых компаний. Большинство страховщиков придут к описанной выше схеме инвестирования, однако подключение к ней внешних управляющих компаний возможно только в тесной кооперации страховой компании и управляющих – и, как следствие, передаче конфиденциальной информации. В настоящий момент не ясно, готовы ли стороны к столь обязывающему взаимодействию. По-настоящему взаимно интересными продуктами может быть создание управляющими компаниями дешевых инструментов пассивных инвестиций, тем более что законодатель уже создал необходимую для них базу.