Банки: Трудные времена преодолеем


ING Commercial Banking («ИНГ банк (Евразия)»)

Универсальный банк. Акционеры: ING Bank N.V. (99,99%). Финансовые показатели (на 1 октября 2012г., данные «Интерфакс-ЦЭА»): активы – 185,2млрд руб. (31-еместо среди российских банков), собственный капитал – 30,1млрд руб., нераспределенная прибыль – 4млрд руб. Предоставляет банковские услуги крупным корпоративным клиентам ING вРоссии.

Если говорить об условиях, в которых сегодня работают российские банки, то вначале стоит обратить внимание на некоторые макроэкономические особенности. Темпы роста ВВП в этом году снижаются, и больше всего беспокоит то, что ослабевает потребление, внутренний спрос. В банковском секторе, если посмотреть на ситуацию с кредитованием, можно выделить две тенденции. Розничное кредитование растет весьма быстрыми темпами, на уровне 40–45%. Ситуация же в корпоративном сегменте хуже: здесь темпы роста ниже, и они заметно замедляются. Одна из причин этого заключается в том, что все больше российских компаний привлекают средства на долговом рынке: рост объемов выпуска рублевых и еврооблигаций весьма высок.

Что касается фондирования банков, то темпы роста активов не совпадают с темпом роста депозитов – и все большему и большему числу банков приходится обращаться за средствами в Центральный банк. Деньги ЦБР сейчас составляют 40% от общего объема фондирования банков.

В целом банковскому сектору сегодня приходится решать целый спектр сложных вопросов, которые можно объединить в три группы. Помимо собственно экономических сложностей банки столкнулись с серьезными репутационными проблемами и ужесточением регулирующих норм. Следование этим нормам становится все более насущной необходимостью, а тем банкам, что пренебрегают ими, приходится раскошеливаться и платить огромные штрафы. Самый яркий пример здесь – скандал с манипулированием ставкой LIBOR, но можно вспомнить и немало других случаев. Думаю, можно с уверенностью сказать, что банки сегодня не ходят в любимчиках общественности.

Регуляторы все сильнее ужесточают надзор в финансовом секторе. Здесь и новые международные требования к капиталу и оценке банковских активов «БазельIII», и 4-я директива о требованиях к капиталу Европейской комиссии (CRDIV), и 2-я директива о платежеспособности (SolvencyII), которая определяет требования к капиталу работающих в Европе страховых компаний, и американский закон о налогообложении вкладов за рубежом (FATCA), который обязывает иностранные банки сообщать Налоговому управлению США информацию об открытых у них американцами вкладах.

Если посмотреть, сколько времени и усилий банк вроде ING уже сейчас тратит на выполнение требований «БазеляIII», будет справедливо сказать, что российским банкам нужно пройти еще очень долгий путь в этом направлении. Но Россия здесь не в уникальной ситуации – все больше стран просят дать их банкам дополнительное время, чтобы те могли в полной мере подготовиться к выполнению норм «БазеляIII». Российским банкам приходится также разбираться, как следовать требованиям США и новым национальным правилам. Здесь они ждут разъяснений от ЦБР и российских регуляторов.

Как же вся эта ситуация влияет на российские банки? Их маржа снижается, поскольку спрос в лучшем случае не меняется, а в худшем сокращается. У некоторых банков будут проблемы с расширением баланса, поскольку капитал не растет такими же темпами, как активы. Проблема усугубляется дивидендной политикой ряда банков.

Одна из удивительных вещей на российском рынке – здесь практически не существует рынка структурных депозитов. Это объясняется фактическим отсутствием реальных институциональных инвесторов, таких как пенсионные фонды, страховые компании. Я полагаю, что реформа пенсионной системы – один из самых серьезных вызовов, что стоят сегодня перед российским правительством.

Для меня очевидно, что риск-менеджмент будет становиться все более важным элементом в работе российских банков. Банки, которые смогут эффективно его применять, завоюют рынок. Специалист по риску и защитит банк, и создаст больше возможностей для использования риска в интересах банка и клиента.

Смогут ли банки пережить этот трудный период? Мы – в ING – в это верим. Мы полагаем, что в основе всей деятельности должен лежать принцип «знай своего клиента». Нужно очень хорошо понимать, что это за компания, что за рынок, на котором она работает, в каких условиях функционируют его участники и какие факторы влияют на их деятельность. Время, когда банк мог предлагать простые, тривиальные решения, прошло. Чтобы выделиться в нашем секторе, необходимо применять новаторские, творческие подходы. Просто ждать, пока клиент позвонит, – так работать уже невозможно. Клиенты становятся более требовательными, поэтому критически важное значение приобретает такой фактор, как сроки разработки новых продуктов и вывода их на рынок.

В лидеры сектора выйдут те банки, что будут предлагать решения для своих клиентов путем комбинации различных продуктов и услуг, таких как кредитование, валютные операции, управление денежными средствами и проч.

В завершение можно сказать, что все большее значение приобретает качество исполнения всех вышеперечисленных требований и операций, а жесточайший контроль за репутационными рисками стал необходимым условием деятельности банков.