Управление активами: Время квазистратегий


ЗАО «УК Уралсиб»

Управляющая компания. Акционеры: ОАО «Финансовая корпорация «Уралсиб» (100%, основной владелец – Николай Цветков). Финансовые показатели (на30сентября 2012г.): активы под управлением – 82млрд руб., собственные средства – 1,05млрд руб.

Для индустрии доверительного управления начался новый этап развития. Катализатором перемен стал кризис 2008 г., приведший к резкому обесцениванию активов. В России ситуацию усугубляет многомесячный отток средств из инвестиционных инструментов. Неопределенности добавляет угроза отмены накопительной части пенсии и, как следствие, замедления темпов роста индустрии НПФ. Непростые времена побуждают участников рынка искать новые направления развития бизнеса.

До сих пор управляющие компании работали как «продуктовые фабрики» со схожими до степени смешения предложениями. При выборе управляющего клиенты, как правило, ориентировались на историческую динамику доходности и узнаваемость бренда. Многие инвесторы не имеют представления о составе и структуре своего портфеля и уровне его риска. Это не могло не спровоцировать кризис доверия, который только усиливается недостаточным уровнем финансовой грамотности, нечеткостью инвестиционных деклараций и естественным недовольством результатами управления в посткризисный период.

На Западе большинство крупных игроков делают все больший акцент на пассивные стратегии – «упаковку» индексов и портфелей в биржевые (ETF) фонды. На мой взгляд, российский рынок рано или поздно пойдет в том же направлении. В ближайшем будущем управляющим компаниям придется трансформироваться в архитекторов комплексных финансовых решений и, соответственно, изменить подход к работе с клиентами. Роль управляющего будет заключаться в формировании индивидуально настраиваемого портфеля под инвестиционные цели клиента с последующим администрированием. Вложиться предстоит не только в подготовку штатных инвестиционных консультантов, но и в расширение дистрибуторской сети. В продажах акцент будет перенесен на грамотную коммуникацию с клиентом и лучшее понимание его потребностей. Преуспеет тот, кто сможет предложить информационно прозрачные продукты с максимально предсказуемым результатом.

Доходность портфеля определяется в первую очередь не фундаментальным выбором конкретных имен, а распределением активов в портфеле. Тот, кто создаст такой конструктор, первым снимет сливки. В результате «перестройки» клиенты получат долгосрочный пополняемый портфель из пассивно управляемых продуктов, инвестирующих в разные классы активов. Еще одна тенденция – более активное включение в линейку международных продуктов. В целом в клиентских портфелях будет расти доля квазииндексных стратегий.

Наряду с универсальными появятся компании, специализирующиеся на нишевых инвестициях: к примеру, структурных продуктах с гарантией капитала или недорогих индексных решениях. Поддержка многопрофильной финансовой группы станет критическим фактором успеха управляющих компаний.