Экспертиза: Барьеры для бизнеса

Веселин Кунчев:

Что такое BEEPS (Business Environment and Enterprise Performance Survey – совместное исследование бизнес-среды и поведения фирм ЕБРР и Всемирного банка) и почему мы делаем эти исследования в России? Здесь [ректор Российской экономической школы] Сергей Гуриев говорил, что наши исследования являются дополнением к Doing Business. Я бы сказал, что это и так, и не совсем так. Потому что Doing Business основывается на кейсах правовой среды, а наше исследование охватывает предпринимателей из частного сектора.

Целью исследования было не только посмотреть на то, что предписывает закон, но и изучить, что фактически происходит на местах. Проект BEEPS начался в 2009 г., а закончилось исследование меньше месяца назад. И впервые методика BEEPS была объединена с той методикой, которая используется в 130 странах мира, что дает некие преимущества.

Несколько слов по поводу самого проекта. Первое: чего мы хотим достичь? Конечно, это исследование деловой среды. Но впервые Россия представлена не только на уровне страны – мы провели еще и региональные исследования. В них приняли участие 37 регионов.

Впервые было проведено унифицированное исследование, которое включало инновационный модуль.

Основная цель – получить как можно более объективную информацию по поводу деловой среды, поэтому мы включили в вопросник разделы по доступу к финансированию, продуктивности, эффективности, найму и другим измерениям восприятия.

Первая и самая главная целевая аудитория – это предприниматели. Также мы много внимания обращали на тех, кто принимает решения – официальные лица. Мы получили огромную поддержку от властей, потому что существует большой интерес в получении сравнительных данных между регионами. И это был наш первый шанс, чтобы показать, на что способна методика; я надеюсь, подобные исследования продолжатся в будущем. У нас собрано более 500 научных статей, основанных на данных предыдущих раундов исследований.

Мы имели возможность сравнивать динамику, так как предыдущий раунд исследования был проведен в 2009 г.

В целевую аудиторию нашего исследования мы включили следующие секторы: производство, строительство, гостиничный бизнес, ресторанный бизнес, транспорт. При этом мы исключили горнодобывающую промышленность, здравоохранение, коммунальные услуги и некоторые другие отрасли.

Чуть подробнее о вопроснике. В нем есть разделы о конкуренции, составе рабочей силы. Возможно, некоторым из вас будет интересен раздел «Уголовная среда и взяточничество». Также мы впервые включили специально спроектированный раздел, который позволил связать препятствия и барьеры, такие как коррупция, и их восприятие со стороны компании. Мы добавили еще один новый раздел: инновации и технологии. И это получилось законченное исследование, которое принесло хорошие результаты.

Хочу отметить, что наши методики охватывают больший спектр по сравнению с исследованиями Росстата. Мы предоставили дополнительные данные по малым предприятиям, не охваченным обычной формой Росстата.

И еще одно замечание: в исследовании Doing Business есть всего четыре показателя, у нас же около 120 индикаторов.

Александр Плеханов:

Определенный интерес представляют результаты нашего исследования в части вопросов, которые звучали примерно следующим образом: «В какой степени все эти и другие потенциальные препятствия для ведения бизнеса: навыки рабочей силы, коррупция, доступ к электроэнергии, доступ к финансированию, доступ к земле и т. д. – являются препятствием для ведения бизнеса вашей фирмы?» Менеджеры фирмы оценивали свое видение ситуации по шкале от 0 до 4, где 0 – не является препятствием, 4 – является очень серьезным препятствием, 2 – является умеренным препятствием. После чего мы все эти ответы усредняли и пытались их анализировать.

Если посмотреть на средние ответы с 2009 по 2012 г., то наблюдается некоторое улучшение. Оно может быть отчасти обусловлено изменениями в методологии, на которых я не буду сейчас подробно останавливаться, но отчасти отражает некоторое улучшение деловой среды.

Единственный компонент, по которому улучшение деловой среды наблюдается стабильно с 2009 по 2012 г. – это налоговое администрирование. Это именно тот компонент, благодаря которому в Doing Business Россия тоже поднялась на восемь позиций в этом году. Если посмотреть на результаты 2012 г., то выясняется, что налоги мешают всем и всегда. Без налогов было бы, наверное, жить всем легче. Если на налоги не смотреть, то основными препятствиями ведения бизнеса являются коррупция, навыки и доступ к финансированию.

Еще один интересный аспект: впервые в BEEPS мы добавили инновационный модуль. Мы спрашивали фирмы, как они занимаются инновациями, что им мешает. Примерно четверть фирм сообщили, что они запустили какой-то новый продукт или новую услугу за последние три года. Примерно в трети случаев это только новый продукт для фирмы, по их мнению. Примерно в 10% случаев это новый продукт для международного рынка. Впрочем, это тоже может быть все, что угодно: как выяснилось, одним из новых продуктов для международного рынка оказался новый сорт водки.

Есть существенный разброс по регионам в плане процента фирм, которые занимаются инновациями, – от почти половины в Москве до менее 10% в Кировской области.

Мы задавали вопросы и об инновациях в процессах производства, об инновациях в маркетинге и т. д. Выяснилось, что примерно две трети фирм, которые внедряют новые товары, также внедряют новые процессы производства. Это очень важно, потому что идет изменение мышления, идет изменение подходов к процессу производства, к менеджменту, что в дальнейшем позволяет внедрять инновации.

Инновационные фирмы чувствуют себя более ограниченными всеми компонентами бизнес-среды. Например, три основных компонента, которые особенно важны для инновационных фирм, – это коррупция, навыки рабочей силы и работа таможни. Потому что инновационные фирмы экспортируют больше, чем прочие компании. Потому что экспорт помогает заниматься инновациями, а инновации помогают продвигать экспортную продукцию.Что интересно: для России коррупция, доступ к финансированию и навыки являются тремя основными препятствиями для ведения бизнеса. Однако ни один из 37 регионов в точности эту последовательность не повторяет. В некоторых регионах выделяются в качестве самых важных для бизнеса препятствий те, которые в других областях особого значения не имеют – например, доступ к земле в Приморском крае.

Хабаровский край был единственным регионом, где три аспекта инфраструктуры, которые мы отслеживаем, – транспорт, доступ к электроэнергии и коммуникации – являются самыми важными препятствиями для работы бизнеса. В то же время относительно этой проблемы доступ к финансированию в среднем по России является менее важным препятствием по сравнению с другими препятствиями в Хабаровском крае. А вот на преступность бизнес в Хабаровске жалуется немного больше, чем в среднем по России. Или на работу таможни: в два раза больше.

Стоит отметить, что соседние регионы часто могут иметь очень разные профили деловой среды. Например, в соседнем с Хабаровском Приморском крае инфраструктура значительно подтянута. Причина тому – прошедший саммит АТЭС.

В Ленинградской области на первом месте в качестве препятствия выделяется транспортная инфраструктура. Хотелось бы отметить, что это не означает, что транспортная инфраструктура в Ленинградской области хуже, чем в Республике Саха (Якутия), где на транспорт не так жалуются. Это значит, что спрос на транспорт очень большой. То есть даже если транспорт объективно и не является особенно плохим в Ленинградской области, с точки зрения спроса на бизнес, может, это именно тот компонент, который нужно решать в первую очередь. И Европейский банк реконструкции и развития работает по ряду транспортных проектов в Ленинградской области – по Западному диаметру, по проектам в портах, мы стараемся помочь решить эти проблемы.

Москва является одним из немногих регионов, где налоговое администрирование выделяется среди основных. Что интересно: доступ к электроэнергии в Москве в данном исследовании отмечен как несколько меньшее препятствие, чем в среднем по России. Это может быть результатом тех усилий, которые московская администрация прикладывала в последние два–три года.

В Липецкой области бизнес выделяет как существенное препятствие отсутствие инфраструктуры.

В заключение могу сказать, что усилия по улучшению бизнес-среды в России должны быть всесторонними, одновременными и снимать различные ограничения. Важно все вопросы решать комплексно и одновременно. Приоритеты в плане улучшения деловой среды существенно различаются по регионам. И такие исследования, как BEEPS и Doing Business, позволяют это отследить.

На самом деле такие исследования, как BEEPS, выполняют много задач. Они помогают сравнивать показатели эффективности работы в регионах, определить основные препятствия для роста компании, повысить осведомленность о проблемах деловой среды. И помочь обменяться опытом в решении этих проблем.