Процедуры: Через год – без бумаг

Когда мы в Республике Беларусь начинали реформу в сфере системы регистрации недвижимости, было достаточно много трудностей. Мы начали создавать свою систему, лишь только поняв место системы регистрации права собственности вообще в системе потребности наших клиентов, под клиентами я понимаю государство, граждан и бизнес.

В части госорганов у нас эти процессы возглавляет государственный комитет по имуществу. Существует организация по госрегистрации, также в систему входит оценочная организация, организация по геодезии и картографии, научные и образовательные учреждения.

Итак, какие этапы в процессе реформы мы прошли? Она началась в 2002 г., когда был принят закон о государственной регистрации. В 2004 г. мы создали из бумажного архива, из разрозненных, не связанных между собой баз данных единую базу данных. Через год заработал первый веб-сервис. В 2008 г. мы провели пилотный проект по созданию реестра адресов. Еще через два года создали систему электронной регистрации на примере арестов – сейчас аресты и обременения на недвижимость со стороны государственных организаций накладываются по электронным документам. В 2011 г. мы приступили к созданию архивной информационной системы, так называемых цифровых архивов. Здесь у нас подход следующий: старые бумажные архивы в цифровой вид мы не переводим, это очень дорого и не понятно, как окупится. Мы делаем все, чтобы новые документы к нам поступали только в электронном виде. Предполагается, что с 2014 г. бумажные документы в систему поступать не будут вообще. В этом году мы завершаем первый пилотный проект по систематической адресации. Дело в том, что регистр недвижимого имущества, для того чтобы полностью выполнять свою функцию, должен быть связан с другими государственными информационными ресурсами – регистрами населения, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. В 2013–2014 гг. мы должны провести систематическую адресацию всех объектов недвижимости в Беларуси с пространственной привязкой адреса.

Очень большое внимание уделяется принципу «одного окна». Все документы заявители подают регистратору, который уже дальше сам собирает все необходимые документы. Стандартный срок совершения регистрационного действия – семь дней. Есть услуга ускоренной регистрации за два дня. Мы сформулировали для себя внутреннее обязательство – перейти к сроку регистрации за пять дней.

Также внедряем систему экстерриториальной регистрации. Если человек живет в одном населенном пункте, а недвижимость находится в другом, то документы принимает подразделение на той территории, где живет гражданин, – переводит в цифровой вид и пересылает по месту совершения регистрационного действия.

Вообще, за последние годы мы внедрили несколько новых сервисов. Но нам наши успехи кажутся совершенно скромными по сравнению с тем, что еще предстоит сделать.