Губернаторы: Льготы – не самый весомый аргумент

А. Махонин / Ведомости

Калужская область

Центральный федеральный округ. Территория – 30 000 кв. км. Население (на 1 января 2012 г.) – 1,01 млн чел. ВРП (предварительные данные, 2011 г.) – 268 млрд руб., на душу населения – 265 813 руб., рост ВРП (в сопоставимых ценах) – 14,8%. Объем промышленного производства (2011 г.) – 372,8 млрд руб., индекс промышленного производства (2011 г.) – 125,6%. Объем производства продукции сельского хозяйства (2011 г.) – 24,6 млрд руб., рост с/х производства (в сопоставимых ценах, 2011 г.) – 108,3%. Инфляция (2011 г.) – 6,8%. Безработица (2011 г.) – 5,6%. Номинальная начисленная заработная плата (2011 г.) – 19729 руб., рост реальной заработной платы (2011 г.) – 104%. Источники: Минфин, Росстат, областные правительства

Когда мы выстраиваем нашу инвестиционную политику, то всегда должны ставить себя на позицию человека, который располагает финансами, хотел бы расширить свой бизнес и подумать: какие у меня возникнут здесь проблемы и что мне нужно, чтобы я этот свой проект реализовал? Какие сильные и слабые стороны, какие возможности и угрозы следует учесть.

Именно таким образом мы поступили, когда начали выстраивать свою инвестиционную политику в конце 90-х гг. Мы проехали очень много развивающихся стран и посмотрели, каким образом они начинали, что они сделали у себя для того, чтобы к ним пошел инвестор и чтобы в их территории не боялись вкладывать деньги.

И вернувшись к себе, мы увидели, что главная угроза для бизнеса исходила от федеральных органов власти, располагавшихся в регионе. Конечно, они эту угрозу не создавали для бизнеса специально, но из-за того, что их было – и остается до сих пор – громадное количество и их полномочия и функции зачастую пересекаются, они ищут себе работу, а в 90-е гг. искали себе еще и «на прокорм». Свой вклад, конечно, вносили и муниципалы, и, чего греха таить, представители региональных властей.

Поэтому первой задачей стало вселить в потенциальных инвесторов уверенность в том, что все, что будет сказано, – будет сделано и что никто не будет делать никаких попыток впоследствии притеснить их на этой территории.

И тогда мы ввели у себя институт, как мы его назвали, публичной защиты инвестиционных проектов. Что это означало на практике? В одном большом помещении под моим председательством собирались все представители федеральных органов власти, представители компаний, которые будут потом поставлять те или иные ресурсы, правительство области, муниципальные власти территорий, на которых будет располагаться этот проект. Инвестор рассказывал про свои проекты, все задавали вопросы – экологи, пожарные, все-все – до тех пор, пока эти вопросы не иссякали полностью. Затем все подходили ко мне и расписывались на листе в том, что у них вопросов больше нет. И после этого никто не имел права задавать инвестору никаких вопросов.

Вообще, инвестор видит перед собой четыре угрозы. Первая угроза – это коррупция. Благодаря процедуре публичной защиты мы противопоставили этой угрозе простейшие защитные механизмы. И кроме того, я 16 лет не менял номер своего мобильного телефона, и каждый инвестор имеет право в любую секунду позвонить губернатору, если у него возникают сомнения или кто-то вдруг задает ему вопросы, которые ему непонятны. Это правило действует всегда.

Второе – это, конечно же, наша бюрократия. Сколько времени нужно для того, чтобы получить разрешение на строительство? Чтобы облегчить этот процесс, мы начали создавать индустриальные площадки, на которых мы взяли на себя всю эту бюрократию. То есть мы сами создали коммунальную и транспортную инфраструктуру, мы сами получили все разрешения на освоение этого земельного участка и потом в готовом виде передали весь пакет документов инвестору. Поэтому у нас, чтобы начать реальное строительство, инвестору с момента подписания соглашения нужно всего лишь 10 минут, чтобы он успел выйти из здания, сесть в свою машину и по телефону дал команду, чтобы экскаваторы и бульдозеры начали работать. Единственный момент, который там остался и который я беру лично на себя, – это экспертиза проекта. Это глупый процесс, который существует у нас в стране до сих пор. Причем, когда вы посмотрите на требования, предъявляемые нашей Росэкспертизой к процессу формирования экспертного заключения, вы придете в ужас.

Еще один нюанс – это пресловутые налоговые льготы. Наверное, в какой-то момент они играли свою определенную роль, и может быть, немалую. Но сегодня эти льготы уже не являются очень весомым аргументом с точки зрения бизнесменов – их положительная роль оценивается на уровне 10–15%.

Сегодня в Калужской области далеко не самые большие налоговые льготы, и мы уже никогда не пойдем на их расширение. Инвестор голосует ногами, и в этом году мы получим наш ставший уже традиционным стандарт ежегодного привлечения – примерно $1 млрд и чуть побольше или столько же отечественных рублей. И опять по показателю объема привлеченных прямых иностранных инвестиций в расчете на душу населения мы займем 1-е место в стране.

И еще инвестора пугала тогда и продолжает пугать сегодня неразвитая инфраструктура. В индустриальных парках – да, мы ее решили. Но я вам хочу сказать, что в целом в стране инфраструктура транспортная и энергетическая, как это ни странно, ухудшается. И нам нужно решать эти вопросы обязательно.

Почему ухудшается транспортная инфраструктура? Во-первых, дороги, которые мы когда-то построили, приходят в негодность, строим мы их мало, нагрузка выросла в разы, а пропускная способность дорог осталась на прежнем уровне.

И если мы не можем сейчас строить много дорог, то нужно задаться вопросом: а почему многие грузоперевозчики стали везти грузы не по железной дороге, а автотранспортом?

Что же мы сделали в области еще? Для поддержки инвестиционных проектов мы создали два института, в которых тоже нуждались и с точки зрения преодоления бюрократических процедур, и с точки зрения решения инфраструктурных вопросов. Это Агентство регионального развития, которое бесплатно занимается поддержкой и оказанием консалтинговых услуг для всех наших инвесторов, а также Корпорация регионального развития. Она работает весьма успешно. Косвенным подтверждением этому служит тот факт, что двух ее руководителей мы пригласили работать в наше областное правительство, а один руководитель сегодня работает в правительстве Москвы.

Если мы хотим, чтобы инвестор пошел в Россию, нам нужно решать эти вопросы в комплексе. Сегодня весь мир бьется насмерть за инвестора, Европа во главу угла поставила вопрос привлечения инвестиций. И нам нужно учиться в этой жесточайшей конкурентной борьбе одерживать победы. Наша страна имеет для этого абсолютно все условия.

Нет такой другой страны в мире, благоприятной для развития бизнеса, как Россия. По природным ресурсам, по человеческому капиталу, по выносливости людей, которыми мы располагаем. И сегодня инвесторы говорят: Россия – это Клондайк.

И еще я хотел бы сказать о том, что сегодня все-таки золотое время – совсем не то, когда мы начинали этим делом заниматься в 90-е гг. Сегодня и правительство, и президент, и министр экономического развития здесь присутствует, и мы все, и мы говорим об одном и том же. Жаль, что мне уже достаточно много лет, чертовски хочется поработать именно сегодня. Сегодня только ленивый не сможет сделать свой регион инвестиционно привлекательным – или тот, кто специально его не хочет делать таковым. Сегодня для этого есть все возможности.