Поддержать «АвтоВАЗ»

Самарский губернатор Николай Меркушкин вчера в своем первом ежегодном послании поставил задачи загрузить промышленность, построить дороги и технопарки и научить чиновников работать хорошо

«Послание – это итог нашего общего осмысления положения дел в области» – такими словами Меркушкин начал четырехчасовое выступление в Самарском театре оперы и балета.

После своего назначения 12 мая губернатор неоднократно критиковал сложившееся до него положение в экономике и политике Самарской области. В этот раз критика была адресной: обобщена по отраслям экономики и адресована министерствам и руководителям предприятий. «Проблем в регионе очень много. Больше, чем мне казалось при вступлении в должность», – признался Меркушкин.

Из всех предприятий, работающих на территории области, самым успешным губернатор теперь считает «АвтоВАЗ». Задача властей, по словам Меркушкина, «поддерживать все, что происходит на «АвтоВАЗе». Он подчеркнул, что новые собственники автозавода (Renault-Nissan) пообещали сохранить все социальные гарантии для его работников, а губернской власти нужно позаботиться, чтобы как минимум 60% автокомпонентов для «АвтоВАЗа» производилось в области. По условиям новых соглашений о режиме промышленной сборки автомобилей (дает льготы по ввозу комплектующих), которые заключили крупнейшие иностранные автопроизводители, работающие в стране, уровень локализации должен составить 60% (по старым условиям – 30%), говорит исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов. В 2011 г. в Самарской области было более 300 производителей комплектующих, а сейчас осталось 111. По мнению Меркушкина, из-за того что требования к качеству комплектующих со стороны «АвтоВАЗа» «будут беспощадными», сохранить местных производителей можно только в кооперации с иностранцами и через создание совместных предприятий. «Если мы этого не сделаем, то иностранцы будут создавать здесь свои предприятия – а что тогда делать с нашими?» – задался вопросом губернатор. Он убежден: «своих» надо поддержать льготами и кредитами, «чтобы устояли на рынке».

Жесткая конкуренция идет и в других областях промышленности – авиа- и ракетостроении и двигателестроении, отметил Меркушкин. Проблема всех предприятий этих отраслей – в недостатке квалифицированных кадров, изношенности основных фондов (на 80%) и в том, что фактически каждое бьется за заказы, не используя лоббистские возможности областных чиновников, посетовал губернатор и пообещал помощь в общении с потенциальными заказчиками. В частности, по его словам, в начале следующего года он будет обсуждать с министром обороны Сергеем Шойгу ситуацию с поставками для военных самолетов Ан-140 с самарского «Авиакора» (входит в «Русские машины» «Базэла»). В этом году по договору с Минобороны завод должен был поставить шесть Ан-140, но сделал только два самолета. По данным источников газеты «Известия» в военном ведомстве, министерство уже готово отказаться от закупок этих самолетов. «Самому предприятию нужно предпринять срочные меры для снижения себестоимости самолетов, повышения их качества, обеспечения завода квалифицированными кадрами, обратить внимание на дисциплину, исполнение контрактов», – заявил Меркушкин. Председатель совета директоров «Авиакора» Сергей Лихарев уверен, что Меркушкин поможет авиационному заводу. «Он [Меркушкин] действительно полон желания развить весь аэрокосмический кластер Самарской области и видит свою помощь в конкретных делах».

Кроме поддержки действующих предприятий, по словам Меркушкина, в области нужно развивать инновационные цепочки – технопарки. Фактически в процессе создания сейчас только «Жигулевская долина» в Тольятти. По программе подготовки к чемпионату мира по футболу 2018 г. в районе Радиоцентра в Самаре кроме спортивных объектов и жилья планируется построить университетский городок и самарский технопарк, сказал Меркушкин. Проект технопарка, который планировалось построить в этом районе к 2015 г., был заморожен в начале 2011 г.

В заявке на финансирование проектов к ЧМ-2018 областные власти назвали предварительную сумму в 300 млрд руб., рассказал Меркушкин. «Понятно, что всей суммы не будет», – говорит губернатор. Но сделать нужно очень много. К 1 апреля 2013 г. уже будет окончательно понятно, «что и сколько должно быть построено». Со следующего года, сказал Меркушкин, вдвое увеличатся темпы строительства дорог в области, а с 2014 г. – вчетверо. «Надо делать европейские дороги», – призвал губернатор. Для этого нужно привлекать местных строителей долгосрочными договорами. В следующем году только Самара получит из областного бюджета на дороги 1 млрд руб. «Будет и больше [денег], если нас устроят сметы, – сказал губернатор. – 800 м дороги не могут стоить 1,3 млрд руб.».

Одна из основных причин неудач в Самарской области, по мнению Меркушкина, в том, что в последние 20 лет область жила идеями «радикального либерализма», а в ряде районов власть превратилась в «бизнес-проекты различных групп влияния». Порядок «будем менять», решил губернатор. В правительстве разработают показатели эффективности работы чиновников, которые будут привязаны к зарплатам госслужащих. За хорошую работу чиновники будут получать «очень хорошие надбавки». Заодно и с коррупцией можно побороться с помощью этих мер, считает Меркушкин (см.врез). «С коррупцией будем бороться беспощадно», – заявил Меркушкин. По его словам, с июля по фактам коррупции в органах власти было возбуждено 66 уголовных дел против 13 в 2011 г.

«Я очень доволен тем, что власть изменила свои подходы к коррупции и впервые это высказала, – долгое время самарская элита работала только на свой карман, и область стала резко проседать вниз», – говорит депутат самарской губернской думы Михаил Матвеев. «Было видно, что большая часть собравшихся к такому жесткому подходу не была готова, видимо, ожидали легкого, праздничного выступления о том, как все хорошо, а будет еще лучше», – оценил послание Меркушкина Лихарев из «Авиакора».

Но, говорит Матвеев, «для того чтобы произошли заявленные губернатором изменения, нужно прекратить приход к власти тех людей, которые работали на свой карман и которых Меркушкин критиковал. А таких в зале, где звучало послание, было большинство».