Губернаторы: Спорить за инвестиции с Бразилией и Китаем

Ульяновская область

Приволжский федеральный округ. Территория – 37 000 кв. км. Население (на 1 января 2012 г.) – 1,28 млн чел. ВРП (предварительные данные, 2011 г.) – 190 млрд руб., на душу населения – 148195 руб., рост ВРП (в сопоставимых ценах) – 4,5%. Объем промышленного производства (2011 г.) – 166,2 млрд руб., индекс промышленного производства (2011 г.) – 109,6%. Объем производства сельского хозяйства (2011 г.) – 29,6 млрд руб., рост с/х производства (в сопоставимых ценах, 2011 г.) – 177,3%. Инфляция (2011 г.) – 6,7%. Безработица (2011 г.) – 6,9%. Номинальная начисленная заработная плата (2011 г.) – 16468 руб., рост реальной заработной платы (2011 г.) – 105,5%. Источники: Минфин, Росстат, областные правительства

Не так давно, восемь лет назад, когда мы провели анализ социально-экономической ситуации в регионе, мы видели перед собой всего лишь два пути.

Первый путь – быть сырьевым или интеллектуальным придатком для более мощных на то время регионов, которые окружали нас – будь то Чувашская республика, Самарский регион, Мордовия или Татарстан. А второй путь – быть регионом-лидером. Мы пошли по второму, более трудному пути.

Сегодня, по прошествии восьми лет, я могу сказать, что мы совершенно правильно поступили, не ошиблись. Но тогда все было не так однозначно.

Можно было бы не тратить огромное количество времени и нервов, не менять достаточно большое количество чиновников в региональной администрации, а просто приходить к Андрею Рэмовичу [Белоусову, в те годы – замминистра экономического развития РФ, затем – директор департамента экономики и финансов аппарата правительства РФ] и говорить: «Андрей Рэмович, у нас не хватает средств на пропитание, на выполнение всех социальных обязательств, на другие очень важные вещи, прописанные в федеральном законодательстве. Помогите, пожалуйста». И это точно позволило бы сохранить огромное количество здоровья.

Сегодня я могу сказать, что искренне благодарен на то время НАПИ Игоря Вдовина (Национальное агентство прямых инвестиций, Игорь Вдовин – председатель правления), который активно работал с Ульяновским регионом и который тогда помог нам сформулировать свою формулу успеха. Она очень близка к той формуле успеха, которую сегодня проповедует в том числе и Минэкономразвития, и «Деловая Россия», и АСИ, и Калужская губерния, у которой мы очень многое взяли в качестве примера.

Формула успеха заключается в нескольких «И». Как минимум о четырех «И» мы уже знаем – это инвестиции, инновации, интеллект и инфраструктура. Но мы пошли дальше. Мы реализуем еще два «И» – это интеграция и интернационализация. Потому что мы действительно хотим, чтобы регион был понятным не только для инвесторов внутри России, но и прежде всего для инвесторов, которые приходят из-за пределов Российской Федерации, перенося сюда и самые современные технологии. Поэтому не случайно достаточно большое количество проектов с зарубежными инвестициями в Ульяновской области являются «умными» инвестициями и позволяют создавать конкурентоспособные предприятия.

Я не буду очень подробно говорить об опыте внедрения стандартов. Он сегодня достаточно хорошо растиражирован.

У нас, так же как и в Калужской губернии, и во многих других регионах, которые очень активно этим направлением занимаются, существует замечательная нормативно-правовая база, регулирующая инвестиционную деятельность.

У нас замечательно работает региональный Совет по инвестициям. У нас также есть Совет по иностранным инвестициям. И мы так же, как и наши коллеги в Калужской области, два-три раза в год собираемся и обсуждаем не только то, как идут инвестиционные проекты, но и как они реализованы, как живется нашим инвесторам. У нас отличная инфраструктура в виде федеральной особой экономической зоны – единственной российской ОЭЗ [«Ульяновск-Восточный»], связанной с авиапортовой деятельностью. Есть несколько региональных промышленных зон, индустриальные парки, технопарки и многое другое. И у нас имеется замечательная инвестиционная стратегия. А также документ под названием «Инвестиционное послание», с которым мы, так же как с Бюджетным посланием, публично выступаем перед всеми, в том числе и мировым сообществом, потому что выступление транслируется в режиме онлайн и любой желающий в Америке, в Австралии, в России может услышать из уст губернатора о том, как будет строиться инвестиционная политика в Ульяновской области. У нас есть замечательная Корпорация развития, которая активно работает не только в Российской Федерации, но и за ее пределами.

Я хотел бы подчеркнуть, что если мы действительно реально хотим развивать свои территории, то не надо изобретать велосипед – он уже неплохо собран в России. И называется этот велосипед – Стандарт по обеспечению благоприятного инвестиционного климата, его не так уж трудно внедрить у себя. Сегодня в области из 15 требований стандарта внедрено уже 11, что подтверждено экспертами. Остались еще четыре, и мы их точно успеем ввести до конца года.

Однако это не значит, что тот документ, который мы создали, больше не будет видоизменяться и дорабатываться.

Сегодня мы научились работать с крупными инвесторами. В этом году у нас темпы прироста инвестиций одни из самых высоких в России – если не сказать, что самые высокие. Причем эта тенденция сохраняется на протяжении последних трех лет. До конца этого года мы утвердим еще три очень крупных инвестиционных проекта – и продолжаем вести переговоры с несколькими десятками крупных инвесторов. Но эта работа идет практически в ручном режиме, а нужно переходить на автоматический.

Сейчас мы делаем крен не только на привлечение крупных инвестиций, а прежде всего на расширение действий стандарта для создания благоприятного инвестиционного климата для малого и среднего бизнеса. Потому что многие сельские районы Ульяновской области, находясь в 250–300 км от региональной столицы, не имеют огромных сырьевых, человеческих и интеллектуальных ресурсов. Это обыкновенные сельские и достаточно депрессивные территории. Нам нужно там создавать совершенно другую инфраструктуру.

Между тем во многих странах мира малый и средний бизнес дает до 50% в ВВП своей страны. Именно поэтому мы сегодня переформатировали работу своей Корпорации развития за пределами Российской Федерации и активно работаем с малым и средним бизнесом, привлекая их сюда и создавая для них дополнительные преференции. Недавно мы серьезно видоизменили свое региональное инвестиционное законодательство – и теперь можем предоставить предпринимателям достаточно большой пакет инвестиционных льгот на 10–15 лет. Таких преференций сегодня нет ни в одном субъекте Российской Федерации.

Я готов отстаивать свою точку зрения перед Минфином, что это очень выгодно для территории.

За 2012 г. мы создали уже более 20000 новых рабочих мест. А за прошлый год было создано 25000.

Что мы сделали конкретно по этому направлению? Для начала я попросил Сергея Борисова разрешить мне вступить в «Опору России». И когда мы увидели, с чем сталкиваются предприниматели, мы поняли, чем нам надо заниматься. Например, это ничем не оправданное затягивание сроков предоставления земельных участков для строительства.

Мы проанализировали порядок прохождения документов – он может порой растянуться до пяти лет. Наши исследования показали, что, например, проверка документов на соответствие, проводимая органами архитектуры, и согласование их с главой администрации любого муниципального образования вполне может уложиться в 10 дней вместо сегодняшних 124 дней. .

И после утверждения муниципальными образованиями Ульяновской области разработанного нами типового регламента максимальные сроки предоставления земельных участков субъектам малого и среднего предпринимательства в текущем году сократились с пяти лет до девяти месяцев.

Однако, принимая меры по сокращению сроков предоставления муниципальных услуг в области земельных отношений, мы с вами понимаем, что они будут, наверное, неполными без урегулирования ряда вопросов на федеральном уровне. Например, сроки изготовления кадастрового плана кадастровым инженером законом не ограничены и могут тянуться бесконечно. А мы предлагаем законодательно установить срок не более 30 календарных дней – через утверждение типовых норм сроков выполнения кадастровых работ.

Или другой пример, с Росреестром. Сроки регистрации прав собственности и проведения юридической экспертизы кадастровых паспортов могут быть уменьшены с 20 рабочих дней до 10 календарных дней. А при повторной экспертизе – до пяти дней. И это может быть закреплено изменениями в действующий федеральный закон №221 «О государственном кадастре недвижимости». Это, в свою очередь, вместе с установлением предельных сроков изготовления кадастрового плана позволит в разы сократить сроки регистрации отношений с землей.

Поэтому я думаю, что если мы все вместе начнем реально заниматься доработкой стандарта, если мы реально начнем его активно внедрять и если мы будем помогать друг другу, то мы сможем стать инвестиционно значительно более привлекательными, чем Китай или Бразилия. Я в это искренне верю.