Опыт: Найти входное окно

Если есть компания, которая готова предложить какую-то инновационную продукцию «Аэрофлоту», куда ей прийти? Есть форма обычного письма, которое отписывается в заинтересованное подразделение. Есть ли риск, что письмо будет формально рассмотрено? Есть. У нас люди разные. Есть люди очень инициативные, инновационно настроенные, а есть люди, которые индифферентно ко всему относятся. Так или иначе те, кто не достучался каким-то стандартным образом, находят меня. Я и департамент инновационного развития, и searching-центр, и патентный отдел в одном лице.

ОАО «Аэрофлот – российские авиалинии»

Акционеры: государство (51,2%), Национальный резервный банк Александра Лебедева (около 12,5%). Капитализация – 48,2 млрд руб. Выручка по МСФО в первом полугодии 2012г. – $3,6 млрд, чистая прибыль – $35,1 млн. Перевозки пассажиров (первое полугодие): по группе – 12,1 млн, авиакомпания «Аэрофлот» – 7,9 млн человек.

Постараюсь ответить на вопрос, как транслировать потребности компаний – участников рынка и минимизировать риски внедрения тех или иных проектов. Буду говорить не по теории вопроса, а по нашей практике. Мы изложили наши потребности в виде паспорта программы инновационного развития, который размещен на нашем сайте и сайтах Минтранса и Минэкономразвития. Кроме этого мы постоянно принимаем участие в конференциях, выставках и т.д. В принципе, это дает отдачу.

Приведу пример с противообледенительной жидкостью. Мы подписали договор с Казанским университетом на разработку российской жидкости нового поколения. Причем сделали это 31 октября, когда в Москве случился ледяной дождь. Коллеги сами вышли на нас – нашли на нашем сайте интересную для себя тему и проявили инициативу. А еще раньше с похожим предложением звонили из Лондона, из компании Kill Frost. То есть компании мониторят наши потребности.

Еще один пример: мы сейчас подписываем договор на разработку комплекса по обеспечению орнитологической безопасности. Его работа основана на новых физических принципах. Один из университетов сделал эту разработку превентивно, ориентируясь опять же на нашу концепцию программы инвестиционного развития, размещенную на корпоративном сайте. Решения, которые были бы интересны нам, часто можно найти на выставках. Но здесь есть и отрицательный момент. На недавней выставке оставлял визитки представителям заинтересовавших меня компаний, просил по электронной почте направить информацию. Вроде бы они выставлялись для чего-то, были заинтересованы в продвижении продукции, однако прошло три недели, а ни от одной компании пока еще ничего не получил. Хотя представленные вещи были очень интересны и полезны нам.

Как компаниям малого и среднего бизнеса найти выходы на крупную компанию со своими инновационными проектами, решениями, идеями? Зачастую большие компании обладают соответствующими своему размеру бюрократическими структурами, и вопрос заваливается очень легко. Тем не менее инициатива должна быть – под лежачий камень вода не течет. И, конечно, надо понимать, где находится «входное окно». В компаниях с госучастием, реализующих право на саморазвитие, есть подразделения, несущие за это ответственность. Видимо, надо входить через эти компании. Все это очень непросто, но тем не менее помощь всегда оказывается, и такие окна есть в каждой компании.

Если у людей есть идея, как решить некую проблему, то прежде всего надо смотреть наш паспорт программы инновационного развития, «дорожную карту». Причем информация постоянно обновляется. По мере исполнения темы убираются, добавляются новые. Можно предлагать и собственные идеи, мы с ними дальше будем работать – либо с этой компанией, либо придем в профильный университет или НИИ. За счет средств, которые мы выделяем на разработки, эту идею будем претворять в жизнь, учитывая авторские права.

Еще один пример. Опять с противообледенительной жидкостью. Нашлась компания, которая готова использовать нашу отработанную жидкость в производстве строительного материала. Маленькая компания достучалась до меня через сотрудника нашей компании, который пришел и просто рассказал. Сейчас мы этим вопросом пытаемся заниматься.

Но нужна и обратная связь – например, когда необходимы какие-то попутные разработки, которые можно вывести на рынок и коммерциализировать. Как раз недавно выходили в эфир репортажи о том, что Московский технический университет гражданской авиации разработал компьютерные очки, с помощью которых можно лихо садиться по маркерам, закрыв шторки, вслепую. Заказчиком там был назван «Аэрофлот». На самом деле ситуация немножко иная. Действительно, эта тема была предложена университетом. Она не совсем относится к нам, хотя это авиационная тема, но мы все же этот НИОКР заказали – патент на «Аэрофлоте». По этой тематике мы развиваем еще несколько проектов, в том числе и несколько патентопригодных. Непосредственно для большого самолета, где все дублировано, эти очки – система третьего уровня. А вот для малой авиации эта система может быть единственной. То есть в условиях плотной облачности, тумана, когда малоопытный летчик может даже потерять ощущение горизонта, с помощью очков можно завершить посадку вслепую. Это очень важная вещь. И есть рынок для этого устройства. Но «Аэрофлот» – не НИИ и не компания, которая занимается производством. У нас есть патент и технология, но здесь нужны те самые бизнес-ангелы, которые занялись бы коммерциализацией этого устройства и вывели его на рынок малой авиации.