Опыт: Пусть рискует только венчурный капитал – это его работа

Я думаю, многие из вас знакомы с американской платформой InnoСentive, которая предлагает ученым разных направлений, из разных стран участвовать в большом количестве конкурсов за небольшое вознаграждение. Оно варьируется от $500 до $25 000. Можно попытаться применить свой собственный опыт к тем задачам, которые ставят крупные корпорации. Но у подобного способа есть один большой недостаток: ну выяснили мы (кстати, решение подобным путем сейчас ведет «Аэрофлот»), нашли мы решение, а кто его будет воплощать? То есть крупная корпорация – она же не НИИ. Ей нужно взять крупный актив и инкорпорировать себя. И вариант, когда мы просто организуем тендер на НИОКР, – мы себе потом наживаем головную боль: что с этим дальше делать? Поэтому начал развиваться более глубокий формат конкурсов, когда к реализации проектов привлекается венчурный капитал.

Я хотел посмотреть немного с другой точки зрения на продвижение инновационной продукции. Питер [Линдхольм] в самом начале своей презентации сказал, что по большому счету это дорога с двусторонним движением. Не только разработчику нужно толкать свою технологию, но и компании, для которой он старается, тоже очень важно втягивать это в себя. И вот здесь, если задуматься, очень часто сталкиваешься с вопросом: хорошо, если у меня есть, на что организовать тендер, а если нет? Вот Иван [Нечаев] говорил, что компаниям не нужны инновации, не нужны технологии, им нужна эффективность, повышение эффективности своего собственного бизнеса.

Как все происходит. С помощью конкурса находится технологическое решение, находится команда, готовая это реализовать, и затем с помощью венчурного капитала компания сбрасывает с себя хлопоты по превращению этого в актив, а также риски. Ведь неизвестно, что получится. Нам тут уже рассказывали, что работа в лабораториях – это не всегда работа с попутным газом на скважине. И эти риски несет венчурный инвестор. Дальше компания получает актив, который можно встроить в свои бизнес-процессы. В России это уже внедряется. В частности, «Ростехнологии» действуют по подобной схеме со своим фондом «РТ-инвест», а наши стратегические партнеры из «Сберинвеста» работают по такой схеме с МТС и «Русгидро». В частности, МТС несколько лет проводила конкурсы «Телеком-идея», проекты которых просто уходили непонятно куда. На последнем конкурсе было предложено: послушайте, есть хорошая разработка новой антенны, которая позволит оптимизировать качество сигнала. Давайте мы профинансируем пилотные испытания, внедрим это на определенной территории. И если вам понадобится, вы нас вызовете и выкупите актив для масштабирования по всей России. Это первое направление. Сейчас «Сберинвест» и по мобильному приложению с МТС начал сотрудничать.

Итак, хорошо, когда у тебя есть возможность организовать конкурс и ты уже хотя бы знаешь примерное поле. А если вообще нет понимания, что это могло бы быть? Такая ситуация тоже очень часто бывает. И здесь я хотел бы обратить внимание на «дорожные карты», но с не совсем традиционной, привычной точки зрения. Посмотрим на «дорожную карту» не как на трансляцию того, куда идет компания (у кого есть готовая технология – пожалуйста, мы вас ждем). «Дорожную карту» можно использовать как инструмент сетевого управления своей экосистемой. Вокруг крупной компании существует достаточно большая экосистема предприятий, которая заинтересована в планомерном развитии, т.е. они хотят дальше развивать свой бизнес, будучи частью экосистемы. Процесс совместной разработки позволяет привлечь их к разработке новых направлений или к выявлению этих новых направлений – куда можно двигаться. В частности, с интеловскими «дорожными картами», я думаю, знакомы все. Последний пример – с компанией Apple. Она сделала очень провокационное заявление в июле этого года: мы не против перевести свои дата-центры полностью на альтернативные источники энергии, без выбросов CO2. У нас пять дата-центров, и они потребляют достаточно много, но мы не знаем как. Месяца не прошло – Greenpeace организовал целое сообщество людей, организовал свой внутренний конкурс, и они разработали варианты, как это может быть сделано. То есть вот таким образом компания, заинтересованная в продвижении своих технологий, благодаря PR и заказу от Apple сама себе формирует рынок. И если корпорация инициирует такие процессы, инициирует процесс совместной разработки «дорожной карты», то она начинает не просто развиваться за счет венчурного капитала (когда она сбрасывает риски) – она начинает вообще практически использовать экосистему бесплатно, потому что она тоже хочет вместе развиваться.

И здесь я хочу привести очень интересный, с моей точки зрения, опыт. К нам после анонса исследования рынка «дорожных карт», которое нас попросила провести РВК, обратилась ассоциация SEMI (ассоциация производителей полупроводников и микроэлектроники) – ее российское отделение: нельзя ли нам нарисовать их «дорожную карту», где бы наши российские участники могли встроиться в мировые производственные цепочки? И этот опыт у нас предстоит провести в ближайшие полгода и представить результаты на SEMICON Russia (форум индустрии микроэлектроники и фотовольтаики) в июне следующего года.

Я готов еще привести доводы в пользу выгоды совместной разработки. Обратите внимание: когда корпорация самостоятельно проводит НИОКР и самостоятельно разрабатывает, она тратит деньги на зарплату, она должна списывать оборудование и материалы, она тратит время на неудачные попытки, коих много, и при этом стопроцентной гарантии никто не дает. В то же время, если вы грамотно используете экосистему вокруг себя, вы можете рассчитывать на то, что большинство участников будет участвовать for fun: с удовольствием использовать для своих нужд оборудование, которое уже куплено и амортизировано – его не нужно дополнительно списывать, материалы используются подручные. А если что-то не получилось, люди просто получают удовольствие от путешествия. И при не нулевой вероятности это дает поразительные результаты.