Не место для протеста

Парламент Петербурга на этой неделе рассмотрит губернаторские поправки к закону о митингах, который ужесточает правила проведения общественных акций. Не учтено ни одно из требований общественности, в декабре раскритиковавшей документ

Право на свободу. Борис Вишневский

Депутат Законодательного собрания. «Какая разница между акцией протеста и крестным ходом? В них участвуют граждане РФ, обладающие одинаковыми правами на свободу выражения своих убеждений»

Законопроект «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях в Санкт-Петербурге», внесенный губернатором Георгием Полтавченко, включен в повестку первого в этом году заседания городского парламента. «В целях защит прав и свобод человека» и «обеспечения законности» он запрещает проведение общественных акций на Дворцовой и Исаакиевской площадях, Невском проспекте, а также ближе 200 м от вокзалов и аэропортов и зданий, занимаемых органами власти. Федеральный закон обязывал региональные власти внести поправки в законодательство до конца 2012 г.

По проекту Смольного в «специально отведенных местах» (Марсово поле) можно без уведомления проводить публичные акции, лишь если в них участвует до 100 человек. Закон не будет распространяться на проведение религиозных обрядов и церемоний, а также праздничных культурно-массовых и спортивных мероприятий.

Губернаторский закон отменяет остатки свободы собраний в Петербурге, считает депутат заксобрания от партии «Яблоко» Борис Вишневский. «Именно этот проект в декабре был подвергнут критике на общественных слушаниях в заксобрании, в поддержку не выступил никто, кроме чиновников, – вспоминает он. – Ни одно из замечаний общественности не учтено». В федеральном законе говорится, что 100 человек – это минимальная планка, региональные власти могут повысить ее до 1000 человек, но Смольный выбрал минимум, констатирует Вишневский. По его словам, альтернативный законопроект «Яблока» предусматривает возможность собираться без уведомления до 1000 человек, разрешает расстояние между одиночными пикетчиками в 3–5 м (по проекту Полтавченко – 50 м), а также позволяет использовать для акций протеста центральные площади и Невский проспект. Депутат собирается вносить предложения в виде поправок.

Любой закон, ограничивающий право граждан на волеизъявление, плох, согласен депутат СР Анатолий Кривенченко. Чтобы чиновники услышали граждан, те должны митинговать у них под окнами, считает депутат от КПРФ Игорь Коровин. Чиновники не учли требований общественности, но зачем тогда было проводить обсуждения, удивляется секретарь правозащитного совета Петербурга Наталья Евдокимова.