Взяли с долгами

Нижегородская область передала госпредприятие «Ни­же­го­род­пассажир­ав­то­транс» (НПАТ) в собственность Нижнего Новгорода с долгом почти в 1 млрд руб.

«Городу необходим НПАТ: получив контроль над предприятием, город сможет оптимизировать свою транспортную сеть, сократив дублирующие маршруты, разделив зоны влияния» с прочими видами транспорта, частными перевозчиками. Это повысит коммерческую отдачу от работы НПАТ на 20–25%», – считает директор нижегородского филиала «БКС премьер» Михаил Рызлейцев. Но ликвидировать накопившийся долг НПАТ в обозримом будущем вряд ли возможно из-за высоких затрат на модернизацию автопарка, изношенность которого превышает 70%, предупреждает он.

ГП НО «Нижегородпассажиравтотранс»

Автотранспортное предприятие. Совладельцы: министерство госимущества и земельных ресурсов Нижегородской области (100%). Финансовые показатели (данные компании, 2011 г.) выручка – 2,5 млрд руб., чистый убыток – 240,8 млн руб.

Переход НПАТ в муниципальную собственность дума Нижнего Новгорода одобрила в ноябре 2011 г., в июле 2012 г. область и город договорились о передаче предприятия, процесс смены собственника завершился 10 января, рассказал сотрудник управления по работе со СМИ городской администрации. По его словам, предприятие передавали поэтапно: сначала в муниципальную собственность перевели автобусные базы, затем – транспорт (см.врез).

Процесс затянулся из-за того, что городская власть не спешила брать убыточное предприятие с долгом почти в 1 млрд руб. (в основном кредиторская задолженность), а область не хотела гасить долг, ссылаясь на то, что средства на это не предусмотрены в бюджете на 2012 г., пояснил чиновник нижегородской мэрии. Об огромном долге предприятия стало известно после дополнительной финансовой проверки его бухгалтерской отчетности в конце 2011 г., инициированной депутатами городской думы.

В июле 2012 г. министр финансов Нижегородской области Ольга Сулима говорила, что областное правительство обязуется в 2013–2014 гг. в полном объеме компенсировать выпадающие доходы предприятия, а муниципалитет возьмет на себя погашение текущей кредиторской задолженности. Эти договоренности остаются в силе, знает чиновник областной администрации. Он не исключил, что увеличивать доходы НПАТ придется в том числе за счет увеличения цены проезда – как летом прошлого года, когда одна поездка по городу подорожала с 16 до 20 руб.

Тарифы НПАТ в связи с переводом предприятия в муниципальную собственность не изменятся, уверяет сотрудник управления по работе со СМИ мэрии. Он обещает, что условия передачи предприятия и варианты решения проблемы долга мэрия обнародует на следующей неделе.

«Государственные парки общественного транспорта эффективнее в городской собственности: мэрия лучше знает тренды пассажиропотока, имеет доступ к более широкой ресурсной базе для ремонта и может перебросить часть ресурсов с работы над другим служебным автотранспортом на пассажирский. Шире станут и возможности использования городского транспорта под движущиеся рекламные площадки, и в течение 10 лет вполне может появиться возможность вывести НПАТ на самоокупаемость», – уверен ведущий аналитик компании «Альпари» Михаил Крылов.

Аналитик финансовой компании AForex Нарек Авакян не исключает, что мэрия оптимизирует расходы за счет сокращения численности персонала на НПАТ.