Битва у пирамиды

В битву двух крупных хедж-фондов за Herbalife вмешался инвестор Карл Айкан. Он приобрел пакет акций компании, бизнес которой миноритарии назвали «пирамидой». Проверить это утверждение решила Комиссия по ценным бумагам и биржам США (SEC)

«Банки – это вам не коробки». Майкл Джонсон в интервью «Ведомостям» рассказывал, как устроен бизнес Herbalife:

«Компания начала работать в 1980 г. и продавала продукт в коробках, по 12 банок в каждой. С такой коробкой в руках человек был действительно дистрибутором, потому что ему нужно было продавать продукт. Когда компания расширила деятельность, дистрибуторы поняли: возможности продавать продукт коробками ограничены. В 2000-х произошел переход от банки к порции. Но любой человек, подписавший с компанией договор, квалифицировался как дистрибутор. И цифры получались очень большими – мы говорим о миллионах дистрибуторов. Это было ошибкой. Это вводило в заблуждение. Сейчас цифры таковы: 18% наших дистрибуторов зарабатывают себе на жизнь именно тем, что работают дистрибуторами Herbalife, а 82% – люди так называемого одного уровня, которые покупают продукт у дистрибутора или компании, но для личного пользования или перепродажи другу, члену семьи. Если они что-то и зарабатывают, то за счет наценки, а не за счет организации бизнеса. В путанице между тем, кто наш дистрибутор и кто наш клиент, к сожалению, мы сами и виноваты».

Herbalife

Компания прямых продаж. Основана Марком Хьюзом в 1980 г. в Калифорнии. Акционеры (данные Bloomberg): почти все акции – в свободном обращении, крупнейшие институциональные инвесторы – Fidelity Management & Research (15,82%), Morgan Stanley (9,8%), Third Point (8,24%). Капитализация – $4,5 млрд. Финансовые показатели (9 месяцев 2012 г.): выручка – $3 млрд, чистая прибыль – $359,3 млн.

Инвестор Карл Айкан вступил в «битву титанов» за Herbalife. По сведениям источников WSJ, фонд Айкана приобрел «малую долю» акций производителя пищевых добавок. Издание пока не располагает информацией о размере приобретенной доли, представитель Herbalife от комментариев отказался, связаться с Айканом не удалось.

Появление на сцене Айкана добавляет интриги битве за Herbalife, которую в конце 2012 г. начали крупные хедж-фонды Third Point Дэна Лоэба и Pershing Square Capital Management Билла Экмана.

Фонд Экмана в конце прошлого года открыл короткие позиции на 20 млн акций Herbalife на $1 млрд. Эта сумма равна 9% активов под управлением Pershing Square. Капитализация Herbalife на тот момент составляла $4,5 млрд.

20 декабря Экман обнародовал презентацию, в которой обвинил Herbalife в том, что ее бизнес является пирамидой, и заявил, что контролирующие органы должны закрыть компанию. Экман утверждает, что основная цель компании – не продавать товары потребителям, а рекрутировать дистрибуторов в свою сбытовую сеть, что он считает ключевым признаком пирамиды. Дистрибуторы зарабатывают от рекрутинга на порядок больше, чем от продажи переоцененных продуктов настоящим розничным клиентам, говорилось в презентации Pershing Square, – 92% дохода дистрибуторы получают от найма новых агентов, сказал Экман.

«Утверждение, что Herbalife – пирамида, – фальшивка, – отреагировала компания. – Не ошибитесь: это не о бизнес-модели Herbalife. Речь идет о бизнес-модели Билла Экмана <...> Кажется, это еще одна схема манипулирования рынком игроками, занявшими короткие позиции».

Тем не менее на прошлой неделе WSJ сообщила о расследовании, которое в отношении Herbalife начала SEC.

А Лоэб на прошлой неделе заявил, что его фонд сформировал пакет из 8,2% акций компании стоимостью на тот момент примерно в $350 млн, что составляет около 3% активов фонда. Лоэб в письме к акционерам назвал Herbalife «хорошо управляемой компанией».

В схватке двух гигантов Айкан, очевидно, играет против Экмана. Отношения у двух инвесторов непростые: они вели многолетнюю судебную тяжбу за сумму в $4,5 млн. В 2003 г. Айкан приобрел у Экмана акции компании Hallwood Realty, оговорив, что, если акции будут проданы Айканом в течение трех лет с прибылью более 10%, Экман будет иметь право на часть прибыли. В 2004 г. акции Hallwood взлетели в результате ее слияния с другой компанией, но Айкан отказался делиться доходами, сославшись на то, что слияние не эквивалентно продаже акций. Стороны встретились в суде, Экман в конце концов выиграл тяжбу и получил около $9 млн, включая накопленные проценты. Спор на этом не закончился. В марте 2012 г., выступая на одной из конференций и давая краткую оценку действиям своих конкурентов, Экман назвал Айкана среди тех инвесторов, которых он «не уважает». В ответ последний заявил The Wall Street Journal, что «любую критику со стороны Экмана он воспринимает как комплимент».

Акции Herbalife уже отыграли падение, спровоцированное информацией о позициях фонда Экмана. В среду их котировки находились на уровне $45,06, что превышает показатель $42,50 от 18 декабря, накануне появления первой информации о том, что Экман играет против Herbalife. На 19.00 по московскому времени капитализация составляла $4,7 млрд, пакет Лоэба стоил $385 млн.