Ностальгия по школе

«Советский неореализм» – выставка студенческих работ, созданных в Академии художеств 50 лет назад. Ни один из ее авторов не стал знаменитым, но все они участвовали в создании великой иллюзии шестидесятых
Каждая картина достойна иметь своего зрителя/ ЦВЗ «МАНЕЖ»

Привезенная из Санкт-Петербурга выставка работ студентов академического Института живописи, скульптуры и архитектуры им.И.Е.Репина 60-х годов прошлого века неожиданно понравилась всем. По крайней мере вернисажная публика была очарована, а среди нее много художников. Уж им-то должно быть понятно, что ни одной хоть чем-то выдающейся картины в двух залах Нового Манежа нет. Банальная, буквально ученическая фигуративная живопись, в основном портреты, причем натурщиков и натурщиц: среди выставленного только несколько дипломных работ, остальные – просто зачетные на кафедре живописи.

Но обаяние времени преображает работы студентов Академии художеств. Романтики и мечтатели, юноши в бородках и беретах, девушки на шпильках и в узких брючках – юность была объявлена главным героем «оттепельного времени». И хотя в большинстве картин «Советского неореализма» видно, что их авторы ставили перед собой скромные живописные задачи – композиционные, колористические, – светлые чувства так и витают над холстами, согласно тогдашней идеологии, на радость современному зрителю.

Кем стали студенты шестидесятых, насколько их художнические навыки были потом востребованы, сегодняшней публике не так и важно. Сказка о счастливой юности, созданная на выставке «Советский неореализм», важнее реальности и усталых лиц многих моделей, подрабатывавших позированием в классах Академии художеств. Сказка эта знакома сегодня прежде всего по фильмам (недаром название у выставки кинематографическое) про физиков-лириков и шагающих по Москве. Картины – еще одно подтверждение: так хорошо оно и было.

Семен Михайловский, куратор «Советского неореализма» и ректор Репинки, вообще-то делал выставку не о времени, а о вечном. О профессиональной преемственности, художественной школе, живописной традиции. Выставка про шестидесятые, по его словам, только первая среди задуманных о прошлых десятилетиях в жизни академии. Конечно, работы студентов 10-х годов XX века будут посильнее, чем учившихся в 90-х. Не потому, что те были талантливее, просто живопись постепенно угасает, решив, кажется, все свои задачи. Поэтому, будь выставки о выпускниках Академии художеств.

До 26 января