Авторынок притормозил

Петербургский рынок легковых автомобилей в прошлом году вырос на 7%. В отличие от российского рынка, увеличившегося на 11%, он не достиг пока докризисного уровня

В 2012 г. в Петербурге было продано 204179 легковых автомобилей, на 7% больше, чем в 2011 г., подсчитало агентство «Auto-Dealer-СПб». В отличие от российского рынка петербургские продажи не смогли достигнуть показателей рекордного 2008 года, когда было реализовано около 220000 машин. Российские продажи в 2012 г. выросли на 11% до 2,935 млн автомобилей, подсчитали в АЕБ. В 2008 г. продано 2,928 млн машин.

Рост рынка в Москве и Петербурге замедлился, а в регионах заработал отложенный спрос, объясняет директор «Auto-Dealer-СПб» Михаил Чаплыгин. После кризиса дилерские сети в регионах росли, у потребителей пропала необходимость ездить за машиной в Петербург, рассуждает директор по продажам дилера Ford «Аларм-моторс» Михаил Шевельков.

Лидером по объему продаж в Петербурге в 2012 г. стал VW, в тройку также вошли Kia и Renault, а продажи лидеров 2011 г. Lada, Chevrolet и Nissan, наоборот, сократились (см. таблицу). Продажи Kia выросли благодаря Kia Rio, а у VW прошла олимпийская рекламная кампания и грамотно была построена маркетинговая политика, говорит Чаплыгин. Nissan и Chevrolet потеряли позиции за счет роста конкурентов, а также в связи с ограниченными поставками дилерам, считает он.

Дилер VW Wagner увеличил количество проданных машин на 25% до 4306 по сравнению с 2011 г., быстрее всего растут продажи кроссовера Tiguan и седана Polo, седана Jetta, говорит директор по маркетингу дилера Михаил Подушко. По его словам, в 2012 г. спрос на автомобили подкреплялся расширением производства в России. Количество проданных машин Ford за первое полугодие увеличилось на 23% до 5617 по сравнению с прошлым годом, сказал Шевельков. По его словам, на 2013 г. компания намерена сохранить этот уровень продаж. Падение продаж Lada связано с окончанием программы утилизации, когда продажи выросли в 4 раза, говорит гендиректор дилера Lada «Интей» Алексей Румянцев. По его словам, больше всего спрос на Lada Largus – очередь на нее около 2000 человек. В следующем году будет продано столько машин, сколько сможет поставить завод, ожидаются маркетинговые акции новой «Калины» и других моделей, поясняет он.

В 2013 г. существенного роста рынка ожидать не следует, скорее всего, объем продаж останется на прежнем уровне с возможными колебаниями в пределах 5%, считает Чаплыгин. Нет глобальных факторов для того, чтобы рост продаж в Петербурге в этом году превысил 5%, соглашается Подушко.