Налог для коммивояжера

Компании, занимающиеся прямыми продажами, опасаются лишиться половины дистрибуторов – из-за выросших вдвое страховых взносов

Выручка компаний прямых продаж в 2012 г. снова стала расти докризисными темпами. Компании – участники Ассоциации прямых продаж (АПП, на членов ассоциации приходится больше 80% оборота российского рынка прямых продаж и около 20% рынка косметики), по предварительным данным, увеличили выручку в 2012 г. на 20% до 149 млрд руб., рассказала президент АПП Тамара Шокарева. Это рекордный прирост за последние годы.

Благосостояние людей в регионах улучшилось – бюджетникам поднимали зарплату, а заводы, где производство было заморожено в кризис, снова начали работать, объясняет рост гендиректор компании ЗАО «Мэри Кэй» Алла Соколова. Кроме того, по ее словам, в прошлом году компании, торгующие косметикой, запускали много новых продуктов и это стимулировало спрос.

Но в новом году продавцы не ждут роста – число их консультантов и дистрибуторов может серьезно сократиться, говорит Шокарева. Многие консультанты зарегистрированы как индивидуальные предприниматели (ИП). С 1 января 2013 г. минимальный обязательный объем налоговых и страховых отчислений для них повышен вдвое – с 17200 почти до 36000 руб. в год. Такая сумма для многих дистрибуторов может оказаться неподъемной, считает Шокарева.

По итогам прошлого года у компаний – участниц АПП было 4 млн зарегистрированных распространителей продукции, говорит Шокарева. Исходя из оборота компаний АПП, средняя выручка на одного распространителя составила примерно 37500 руб. за 2012 г. В статусе индивидуальных предпринимателей работает примерно 40% распространителей, остальные числятся как обычные покупатели, говорит гендиректор российского представительства Nikken Виталий Змеев. «Доход консультанта складывается из разницы между закупочной стоимостью и ценой продажи, а также дополнительных бонусов от компании за объем закупки – для получения такой премии человек должен быть зарегистрирован как индивидуальный предприниматель», – добавляет Соколова из «Мэри Кэй». В этом году, прогнозирует она, число дистрибуторов сократится втрое. Шокарева говорит о сокращении в два-три раза. Сколько распространителей к настоящему времени отказались от статуса ИП, Соколова не знает: эти данные у компании будут только по итогам месяца. «Большинство из них не оставит бизнес, а станет простыми покупателями. То есть уйдет в тень», – резюмирует она. «Мы не требуем обязательной регистрации консультантов как ИП, но разъясняем, что налоги необходимо платить, и рассказываем, каким образом это делать», – говорит Змеев.

Минфин о такой проблеме знает и получает жалобы от индивидуальных предпринимателей, сказал «Ведомостям» чиновник министерства. Но страховые взносы в Пенсионный фонд – это сфера ответственности не Минфина, а Минтруда, добавил он.

Минтруд на снижение страховых премий не согласен. «Индивидуальные предприниматели, претендующие на нормальную пенсию, должны платить адекватные страховые взносы. Среднестатистическая сумма годового платежа в систему обязательного пенсионного страхования от работодателей составляет 112000 руб. в год, в то время как самозанятые раньше платили всего 14300 руб. Получается, что их пенсионные права формировались за счет пенсий других граждан. Но страховая система предполагает, что все должны участвовать в формировании пенсионных прав на равных», – объяснил позицию министерства чиновник Минтруда.

В 2013 г. тариф для самозанятого населения стал взиматься с учетом двойного МРОТ, а сам МРОТ вырос с 4611 до 5205 руб., в результате этот тариф теперь составляет примерно 32479 руб. в год. «Но и этой суммы, чтобы сформировать достойную пенсию, недостаточно: страховые взносы, которые уплачивают самозанятые, в разы меньше, чем те, что в среднем поступают за наемного работника. Говорить о том, что тарифом полностью покрываются все пенсионные права самозанятых, не приходится», – говорит чиновник.

Количество распространителей, по словам Шокаревой, снижается на протяжении последних трех лет (см.график), но до сих пор причины ухода дистрибуторов из бизнеса были другими: предприниматели, которые шли в прямые продажи за дополнительным заработком, стали больше получать или нашли работу, объяснила она.