Правила игры: Как подняться в рейтинге


Партнерства и альянсы среди ведущих бизнес-школ мира стали тенденцией, которая развивается по нарастающей. Из первой пятерки авторитетного рейтинга бизнес-школ, составленного Financial Times, первые три программы Executive MBA – бизнес-школ Kellogg, London School of Economics and Political Science и Columbia Business School – находятся в альянсах с Executive MBA-программами других школ и университетов мира. В топ-25 таких будет до половины. Причина подобных слияний может показаться неожиданной.

Конечно, речь идет о желании школ сделать свой образовательный продукт более привлекательным для студентов за счет dual-degree диплома и расширения базы компаний-рекрутеров, а также исследовательской базы. Но логика этих слияний выходит за рамки простого географического расширения и попытки нарастить число клиентов. И она не огранивается стремлением тех или иных школ выдавать два или больше дипломов, которые будут приниматься в разных странах мира. Все дело в рейтингах.

Основная борьба за клиентов между бизнес-школами с мировым именем разворачивается на страницах таких изданий, как Financial Times, The Economist и Business Week. Именно там публикуются самые авторитетные рейтинги лучших школ и программ мира. Социологические исследования, проведенные одновременно GMAС и – независимо от этой компании – сразу несколькими бизнес-школами, показали, что ключевых факторов при выборе бизнес-школы всего два – это репутация и рейтинг. Если улучшение репутации – процесс постоянный, но при этом не всегда зависящий от школы, то на рейтинг можно влиять.

К примеру, если посмотреть на логику составления рейтинга Financial Times, то ровно 40% веса рейтинга приходится на следующие элементы: какие зарплаты выпускники конкретной школы получают сейчас и как изменились зарплаты спустя три года после выпуска. Первый пункт от бизнес-школ практически не зависит. Хотя при желании продвинуться вверх по данному критерию можно – например, начать отбирать в программу студентов с «весомыми» зарплатами. Зато продемонстрировать результаты по второму не составляет никакого труда, если взять в партнеры крупную бизнес-школу из стран с развивающейся экономикой. Большинство выпускников после окончания образовательных программ найдут работу в США или Европе. По сравнению с оплатой труда в Китае и Индии зарплаты в США и Европе будут огромными. Именно так достигается заметная разница в зарплатах за три года. Получается, что при слиянии с бизнес-школами из стран третьего мира западные школы получают ощутимый толчок вверх в рейтингах.