Торговля уходит в сеть

Ритейлеры рассчитывают за год как минимум удвоить обороты интернет-магазинов. Для них это возможность расширить регионы сбыта и сэкономить

Для столиц. 60%

всех интернет-покупок в России делают жители Москвы и Петербурга, объем российского рынка электронной коммерции – $12 млрд, это всего 1,9% от общего оборота розничной торговли, говорится в исследовании Morgan Stanley.

Строительный торговый дом (СТД) «Петрович» в 2012 г. увеличил продажи через сайт в 6 раз по сравнению с 2011 г. до 979 млн руб. В этом году планируется увеличить их до 2 млрд руб., или 10% оборота СТД. Это снизит нагрузку на колл-центр и уменьшит организационные затраты на покупку примерно на 7–10%, цитирует пресс-служба исполнительного директора СТД Виктора Адамова. Онлайн-продажи МТС в 2012 г. выросли в 2,5 раза до 1 млрд руб., в том числе в Петербурге, на который приходится до 7% в обороте, – в 2,1 раза, говорит представитель оператора Юлия Кочержук. По ее словам, в этом году в компании ожидают как минимум сохранения темпов. На интернет-магазин «Буду мамой», открывшийся в августе 2012 г., уже приходится около 1% выручки, компания рассчитывает увеличить ее до 2–3%, сообщил президент ГК «Буду мамой» Роман Ротблат. Увеличить долю интернет-продаж в выручке с нынешних 20 до 25% намерен «Телемакс», передал через пресс-службу руководитель отдела маркетинга и аналитики Виктор Дорофеев. «Буквоед» ежегодно удваивает сетевые продажи, на них приходится около 3% от общей выручки, говорит гендиректор сети Денис Котов.

Интернет-торговля развивается за счет повышения уровня доверия к интернет-магазинам, роста аудитории, говорит бывший гендиректор петербургского филиала Ozon.ru Анна Матвеева. В Петербурге 1,4 млн человек подключены к проводному интернету и около 3 млн – к мобильному, замечает гендиректор TelecomDaily Денис Кусков. Интернет-магазин – это дополнительный источник продаж и популяризация бренда, а также возможность сбыта там, где у группы нет магазинов, говорит Ротблат. Ни в одном салоне связи невозможно обеспечить такой широкий ассортимент, как в интернет-магазине, добавляет Кочержук. Крупные сети корректируют свой ассортимент с учетом хитов продаж интернет-магазинов, говорит представитель ОАО «Детский мир – центр» Алексей Воскобойник.

По словам Матвеевой, успешность интернет-магазина зависит от скорости и качества доставки товаров. Число заказов от интернет-магазинов за 2012 г. увеличилось на 20%, говорит гендиректор «Вестпост Санкт-Петербург» Кристиан Курбуа. По его словам, обычно в одной посылке от 10 до 20 заказов, стоимость доставки – от 150 руб. Число клиентов в 2012 г. увеличилось на 50%, рост продолжится, говорит сотрудник курьерской службы для интернет-магазинов. Его компания предоставляет также ответственное хранение и пункты самовывоза. Цены на услуги значительно не росли, развитие небольших интернет-магазинов сдерживает конкуренция с гигантами, считает он. Стоимость курьерских услуг, по его словам, – от 200 до 2400 руб. в зависимости от веса товара и места назначения. Фермерский кооператив LavkaLavka планирует создать собственную службу доставки, чтобы снизить издержки на услуги курьеров, говорит руководитель его петербургского отделения Василий Конашенок.

Рост интернет-коммерции перестраивает систему ритейла, возникает новый формат магазинов, оптимальная торговая площадь – около 1500 кв. м, рассказывает представитель «М.видео» Антон Пантелеев.