Только прагматика

Россия и США сосредоточатся на вопросах, которые можно решить, заявили Сергей Лавров и Джо Байден в Мюнхене: таких вопросов не так много и демократия в России в их число не входит

В субботу на Мюнхенской конференции по безопасности министр иностранных дел Сергей Лавров России и вице-президент США Джозеф Байден после участия в общем мероприятии провели двустороннюю встречу. Это был первый контакт России и США столь высокого уровня после переизбрания президента США Барака Обамы.

Ключевые фигуры. Сергей Лавров

Министр иностранных дел России. «По подавляющему большинству международных проблем без России и США очень трудно что-либо сделать».

По оценке Лаврова, у стран «богатая и позитивная повестка дня», хотя в отношениях «неизбежно сохраняются противоречия и разногласия, порой серьезные». Он не упомянул акт Магнитского и российский ответ на него, а также последовавший выход США из президентской комиссии по гражданскому обществу и выход России из соглашения о сотрудничестве в правоохранительной сфере, отметив, что о спорных вопросах всем известно. Однако «в тех вопросах, где есть возможность для блага наших стран работать вместе, мы, безусловно <...> будем продолжать это делать», заявил министр. Признав, что к существовавшим четыре года назад разногласиям по признанию Абхазии и Южной Осетии, праве стран на сферу влияния добавились новые – серьезные разногласия по Сирии, ПРО, расширению НАТО, демократии и правам человека, США «продолжают видеть возможность партнерства России и США для продвижения общих интересов в сфере безопасности и в интересах международного сообщества», отметил Байден, который четыре года назад в Мюнхене впервые заговорил о «перезагрузке».

Как пишет The New York Times со ссылкой на американских чиновников, во второй срок работы администрация Обамы намерена придерживаться прагматического подхода в отношениях с Россией. «Каждый американский президент думал <...> что обеспечит прорыв с Москвой. Но каждый разочаровывался <...> мы должны десентиментализировать отношения», – цитирует издание Мэтью Брайза, бывшего заместителя помощника госсекретаря США. «В моей беседе с представителем США была использована формула «давайте отделим темы развития демократии от более широкой повестки дня», – рассказал председатель международного комитета Госдумы Алексей Пушков. Темы демократии, конечно, останутся, но от стран зависит, будут ли они мешать решать вопросы, в которых есть общность подходов, трактует эту беседу Пушков.

Байден предложил работать в сферах сокращения ядерного потенциала, расширения торговли, свободы навигации в Арктике. В заявлении российского МИДа также заявлена тема торговли, но о разоружении не говорится. Разоружение не стоит в российской повестке, есть тема ПРО и в случае провала переговоров российской стороне уместно говорить о довооружении, указывает депутат Госдумы Вячеслав Никонов. На конференции было заметно сближение позиций по Ирану: Байден указал, что для Ирана должны быть созданы побудительные мотивы, о чем говорила Россия, но по Сирии, переговорам по ДОВСЕ позиции расходятся, отмечает Пушков.

Содержание нового американского подхода пока не ясно, подход и раньше был прагматичным, отмечает Мария Липман из Центра Карнеги: Обама выбирал направления – Афганистан, ВТО, новый СНВ, – по которым и были достигнуты результаты, о личной дружбе между лидерами говорить не приходится.