Халяльный «Бахетле»

Торговая сеть «Бахетле» планирует открыть в Казани первый супермаркет халяльных продуктов, изготовленных по канонам ислама. Эксперты ожидают трудностей с покупателями

ООО «Бахетле-1»

ритейлер. Владелец – Муслима Латыпова. Финансовые показатели (РСБУ, 2011 г.): Выручка – 5,9 млрд руб., чистая прибыль – 86,6 млн руб. насчитывает 25 супермаркетов домашней еды: 14 – в Казани, 8 – в Москве.

Супермаркет халяльной домашней еды общей площадью 2600 кв.м на Мамадышском тракте (это будет 15-й супермаркет сети в Казани) откроется в феврале, сказано на сайте компании. Создать такой магазин просили покупатели, говорится в сообщении. Коммерческий директор «Бахетле» Дмитрий Зуев и помощник гендиректора Валентина Моисеева вчера отказались от комментариев.

Инвестиций в халяльный супермаркет требуется не больше, чем в обычный магазин, рассказывает гендиректор ООО «Апельсин» Ильгам Мухарлямов, в управлении которого находятся два крупных халяльных супермаркета в Москве. Требования к халяльному магазину носят только этический характер, продолжает Мухарлямов. Необходимо обеспечить отдельное хранение, транспортировку, отсутствие пересечений между халяльной и нехаляльной продукцией, объясняет председатель комитета по стандарту «халяль» Духовного управления мусульман Татарстана Марат Низамов. «Кроме того, условия производства и ингредиенты должны соответствовать религиозным нормам», – добавляет он.

Представители «Бахетле» обращались в муфтият за сертификатом «халяль», который дает гарантию, что продаваемые продукты соответствуют каноническим требованиям ислама, однако документ еще не получен, рассказал Низамов. «Идут переговоры, и компания в раздумьях», – добавляет он. Сертификат – платный, сумма определяется индивидуально, сообщил сотрудник муфтията. Сертификат желателен для доверия покупателей, но можно торговать и без него, главное – чтобы все работники магазина были мусульманами, говорит Мухарлямов.

Халяльный сегмент в Казани существует давно, но он не настолько широк, чтобы открывать супермаркет, считает руководитель Приволжского центра региональных и этнорелигиозных исследований Российского института стратегических исследований Раис Сулейманов. По его данным, в Казани с населением более 1 млн человек насчитывается только 70000–80000 практикующих мусульман и почти все они покупают продукты в маленьких магазинах при мечетях. Открывать халяльный супермаркет, по его мнению, имеет смысл только в северной части города, потому что в самой густонаселенной южной части работает «Ашан», который в том числе продает продукты «халяль». Мухарлямов перспективы «Бахетле» в этом сегменте оценивает неоднозначно: по его мнению, магазин будет популярен «у тех, кто живет рядом, но не среди мусульман», потому что в обычных магазинах сети продаются спиртное, свинина и другие запрещенные у мусульман продукты.

«Мировой рынок халяльной продукции оценивается в $500 млрд в год, соответственно, в России объем может быть в пределах $5 млрд», – говорит аналитик «Инвесткафе» Дарья Пичугина. По ее оценке, он растет на 30–40% в год, но она отмечает, что официальной статистики не ведется. У Мухарлямова в «Апельсине» каждый год растет количество покупателей, но насколько – он не говорит.