Поменялись местами

Часть февраля главный конвейер «Камаза» продолжит работать в режиме сокращенной недели. Его конкурент «Урал», напротив, с января перешел на полную рабочую неделю
Спустя полгода «Урал» заработал на полную мощность/ А.Кондратюк/ РИА Новости

Иностранные производители, выпускающие в России грузовики, чувствуют себя лучше отечественных заводов, свидетельствуют данные «АСМ-холдинга»: отгрузка «Вольво Восток» в 2012 г. увеличилась на 29% до 5934 шт., «Мерседес-Бенц тракс Восток» (СП с «Камазом») – в 2,4 раза до 1969 шт., «Скания-Питер» – на 35,6% до 1185 шт. Во втором полугодии 2012 г. обострилась конкуренция с китайским импортом бюджетных грузовиков, но это затронуло в основном «Камаз» и «Урал», напоминает Беспалов. Иностранные же компании работают в других нишах, например в сегменте седельных тягачей, который не развит у «Камаза», объясняет эксперт. К тому же спрос на российском рынке постепенно смещается в средний и премиум-сегменты, где присутствуют зарубежные автопроизводители, добавляет Беспалов. Не случайно «Камаз» торопится обновить свой модельный ряд и выйти в новые ценовые ниши, напоминает эксперт.

На «Камазе» «в связи со снижением производственного заказа и в целях рациональной организации производства и использования рабочего времени» объявлен простой 1, 8 и 28 февраля, сообщила корпоративная газета завода. Решение касается главного сборочного конвейера, персонал других подразделений будет работать в обычном режиме, написано там же.

Приказ, предусматривающий возможность введения в первом полугодии четырехдневной рабочей недели (при ухудшении ситуации на рынке), был издан в январе, рассказал представитель «Камаза». Решение по каждому месяцу принимается отдельно, добавил он. В январе после выхода сотрудников из корпоративного отпуска конвейер «Камаза» тоже работал в режиме четырехдневки. К этой же мере компания прибегала несколько раз в 2012 г.

В прошлом году «Камаз» отгрузил 45421 грузовой автомобиль (примерно на уровне 2011 г.) при производстве 47208 шт., гласят данные «АСМ-холдинга». Несмотря на это, чистая прибыль группы по МСФО, по ее предварительной оценке, выросла в 2,5 раза до 4,68 млрд руб. (4% от выручки) – за счет программы повышения эффективности бизнеса. В этом году «Камаз» предполагает сохранить объемы выпуска на уровне 2012 г., сообщалось ранее. Общие продажи средних и тяжелых грузовиков в России скорее всего тоже останутся на уровне 2013 г., по оценке исполнительного директора «Автостата» Сергея Удалова. В прошлом году они выросли на 13,4% до 138000 шт.

«После введения «Евро-4» сложно прогнозировать, как поведет себя покупатель», – говорил в декабре 2012 г. в интервью «Ведомостям» гендиректор «Камаза» Сергей Когогин (с 1 января в России нельзя ввозить и продавать новые автомобили ниже стандарта «Евро-4»). «То, что будет непросто, ясно уже сейчас», – отмечал он. В частности, по этой причине «Камаз» перенес на I квартал выполнение части заказа Минобороны (он рассчитан до 31 марта 2013 г.). «Такой подход обеспечит загрузку предприятия за счет гарантированно оплачиваемого заказа», – пояснял Когогин.

Но есть и примеры обратного. Автозавод «Урал», с августа 2012 г. работавший в режиме четырехдневной недели из-за отсутствия заказов от Минобороны, с января, напротив, вернулся к обычному графику, рассказал представитель группы ГАЗ («Урал» входит в ее структуру). Сделать это позволили заказы на январь – февраль: все они с рынка, Минобороны среди заказчиков по-прежнему нет, пояснил он. В 2012 г., по данным «АСМ-холдинга», «Урал» снизил отгрузку грузовых автомобилей на 43,1% до 6256 шт. при производстве 6494 шт. Планируемые объемы выпуска грузовиков «Урал» в 2013 г. не раскрываются.

Российский автомобильный рынок находится не в самом хорошем состоянии, поэтому гибкое планирование производственного процесса – правильное решение с точки зрения оптимизации издержек, считает аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов.