За плохую связь и призывы

Под домашний арест помещен Сергей Удальцов. В оппозиции считают, что общественное мнение готовят к арестам и других лидеров протестного движения
Сергей Удальцов в Басманном суде Москвы/ А.Махонин/ Ведомости

В субботу Басманный райсуд Москвы по ходатайству СКР посадил под домашний арест лидера «Левого фронта», члена Координационного совета оппозиции (КСО) Сергея Удальцова. До 6 апреля ему запрещено без разрешения покидать место изоляции и общаться с кем-либо, кроме родственников, адвокатов и следователей, а также пользоваться любыми средствами связи.

Удальцов неоднократно нарушал условия подписки о невыезде, которую дал как свидетель по делу о массовых беспорядках 6 мая, объяснили в СКР: подолгу не проживал по месту регистрации, отключал мобильный телефон, из-за чего следователь не мог с ним связаться, не сообщал ему о месте своего нахождения, а также участвовал в несанкционированных акциях и призывал к этому других. В частности, 13 января Удальцов, находясь на санкционированном марше, призывал начать бессрочную акцию протеста.

СКР ходатайствовал о домашнем аресте Удальцова спустя несколько часов после его очередного допроса по делу о подготовке массовых беспорядков, объединенному с делом о беспорядках 6 мая. Как рассказал «Ведомостям» Удальцов, следствие интересовали в том числе способы связи Удальцова с грузинскими политиками. Он отказался отвечать на часть вопросов, сославшись на ст. 51 Конституции. Ни во время допроса, ни после следователь не поднял вопроса об изменении меры пресечения, рассказал Удальцов. Вероятно, это было спонтанное решение, принятое по совокупности обстоятельств, рассуждает Удальцов: возможно, следствие полагает, что толку от подписки мало, а отправка в сизо вызовет много шума.

Защита Удальцова считает претензии СКР безосновательными. С Удальцова была взята стандартная подписка о невыезде, в ней не было обязательств, касающихся телефона и запрета на участие в акциях, рассказала его адвокат Виолетта Волкова. По ее словам, Удальцов не покидает пределов Москвы, постоянно проживает именно по тому адресу, который указан в подписке, и у нее лично никаких проблем с созвоном с подзащитным не возникало. Удальцова регулярно задерживают на уличных акциях, в том числе и без повода, но задержание в декабре закончилось тем, что его отпустили без составления протокола, а в январе Удальцова даже не задерживали, отметила она, само участие в акциях не является основанием для ареста. Удальцов – один из самых деятельных лидеров оппозиции, сейчас участвует в подготовке очередной крупной акции, следствие хочет не допустить его участия в марше, полагает Волкова.

Домашний арест Удальцова – это приготовление общественного мнения к возможным арестам других ключевых фигур оппозиции, а не частный случай его противостояния власти, считает член КСО Илья Яшин. Задержания и обыски стали обыденными, от рядовых активистов перешли к лидерам оппозиции, власть приучает общество к нормальности репрессий, полагает Яшин, чтобы следующий этап – арест, например, Навального – люди приняли как само собой разумеющееся.

Стратегия на эскалацию отношений с властью, давно избранная Удальцовым, – призывы к бессрочным акциям протеста, контакты с грузинскими политиками – долгое время не приводила к каким-либо серьезным последствиям для него, отмечает член высшего совета «Единой России» Дмитрий Орлов. Теперь же количество действий перешло в качество ответа власти, домашний арест – это реакция на совокупность действий конкретного Удальцова, полагает он, не стоит считать это сигналом всей оппозиции.