«Яндекс» в реальном времени


«Яндекс» будет использовать платформу Data Mind от компании Tinkoff Digital для проведения торгов на размещение интернет-рекламы в режиме реального времени (Real Time Bidding, RTB), рассказала «Ведомостям» гендиректор Tinkoff Digital Анна Знаменская и подтвердила представитель «Яндекса» Татьяна Комарова. Технология RTB позволяет определить, какую именно рекламу показать пользователю, пока тот загружает интернет-страницу в своем браузере.

Платформа Data Mind работает так: сначала рекламодатель-клиент определяет, какой аудитории он хотел бы показать свой баннер – например, 30-летним жительницам России с высшим образованием, которые ищут себе косметику определенной марки. Потом система выбирает самую низкую цену размещения рекламы на сайтах, которые открывают в данный момент люди, подходящие под составленное описание. Все это происходит за те доли секунды, которые требует загрузка пользователем интернет-страницы.

В марте прошлого года «Яндекс» объявил о запуске собственной системы продажи рекламы в реальном времени. Но «Яндекс» подошел к этому проекту не со стороны рекламодателей, как Data Mind, а со стороны покупателей рекламы: они в режиме реального времени выбирают рекламодателей, готовых заплатить за показ рекламы подороже.

Благодаря партнерству с «Яндексом» рекламная емкость платформы Data Mind превысит 1 млрд показов в сутки, говорит Знаменская. «Яндекс» – один из крупнейших порталов рунета. По оценке TNS, аудитория всех его проектов в декабре составила 33,4 млн пользователей – 74% всей аудитории российского интернета. Комарова из «Яндекса» затруднилась оценить, насколько вырастут доходы от рекламы благодаря партнерству с Tinkoff Digital: «Для нас это лишь один из партнеров».

Data Mind будет размещать баннеры в результатах поиска, на всех проектах «Яндекса», а также в его рекламной сети, говорит Знаменская. Располагаться баннеры будут в тех же рекламных блоках, где сейчас размещается контекстная реклама. Цена размещения контекстной рекламы серьезно зависит от популярности поисковых запросов: например, за рекламу по слову «барабан» рекламодатели платят меньше, чем по словам «автомобиль» или «пластиковые окна». У популярных автомобильных сайтов или сайтов про ремонт нет проблем с поиском рекламодателей, отмечает Знаменская, но они есть у новостных или спортивных сайтов. Именно на таких сайтах – партнерах «Яндекса» Tinkoff Digital и рассчитывает разместить баннерную рекламу через RTB – и платить за ее показы рекламодатели будут в 3–5 раз меньше, чем при размещении обычной баннерной рекламы, традиционно более дорогой.

«Если бы в рунете был переизбыток всего – и денег, и рекламных площадок, – эта чудо-идея была бы к месту», – считает гендиректор рекламного агентства iContext Мария Черницкая. Но для желающих разместить имиджевую баннерную рекламу площадок и так хватает, а сложные технологии ничего не добавляют рынку, говорит она. В 2012 г. доходы от RTB-рекламы в США должны были вырасти на 85% до $2 млрд – это 20% от продаж всей медийной рекламы, прогнозировала прошлым летом компания eMarketer.