Скинуться на разведку

Союз золотопромышленников предложил новую форму финансирования геологоразведки для малых компаний. На этот раз – частно-государственный фонд

Пока готовые предложения в правительство и компаниям Союз золотопромышленников не делал. «Для начала мы хотим понять, как эту идею воспримут участники рынка», – сказал Кашуба. Но, по его словам, требуемый объем фонда, возможные его участники и параметры, по которым будут отбираться проекты, пока неизвестны. Представитель Polymetal сказал, что идея интересная, но от детальных комментариев отказался. Его коллега из Polyus Gold комментировать инициативу не стал. Представитель Минфина на вопросы не ответил. Минприроды считает, что предложения о финансировании геологоразведки могут быть реализованы в рамках существующих фондов, в том числе Фонда развития Дальнего Востока и Байкальского региона – территорий, где сконцентрированы основные запасы золота.

Председатель Союза золотопромышленников Сергей Кашуба предложил создать частно-государственный фонд, чтобы помогать небольшим золотодобывающим компаниям финансировать геологоразведку месторождений. Об этом Кашуба рассказал на саммите Адама Смита «Металлы России и СНГ». Принцип работы фонда предлагается простой: крупные золотодобывающие компании и государство станут его соучредителями (пропорции не определены), фонд в обмен на акции будет предоставлять небольшим компаниям средства на геологоразведку. А после достижения определенного размера разведанных запасов фонд может выйти из капитала компании, продав долю основателям или на свободном рынке, рассказывает Кашуба.

«В 2012 г. в России было добыто 200 т (около 6,4 млн унций) золота, логично будет, если столько же золота будет ежегодно ставиться на государственный баланс по категориям С1 и С2», – говорит Кашуба. По его словам, большая часть известных месторождений были разведаны еще в советские годы (запасы их равны примерно 12200 т, или 392,2 млн унций). Но почти все они (за исключением мелких месторождений и гигантского Сухого Лога) в распределенном фонде.

Во всем мире геологоразведка развивается за счет небольших компаний: они привлекают деньги на биржах, в первую очередь в Торонто, там же ищут стратегических инвесторов, говорит аналитик «Ренессанс капитала» Борис Красноженов. Но в России это не работает. В основном разведку осуществляют крупные игроки: Polyus Gold, Polymetal, Nordgold, Highland Gold и др. А малым компаниям нелегко поднять деньги, отмечает эксперт. С 2008 по 2010 г. в России работали всего шесть начатых с нуля проектов по добыче золота, приводились примеры в презентации Polymetal. А, например, в Перу таких 14, в Мексике – 18, в Западной Африке и вовсе 23.

Найти способ стимулировать разведочную деятельность в России пытались не раз. В 2010 г. тогдашний гендиректор Kinross Тай Берт предлагал создать на российской бирже специальную площадку, где юниорские компании могли бы привлекать деньги на разведку.

Гендиректор «НБЛ золото» Михаил Лесков уверен, что новая идея может быть реализована. «Если государство сможет выделить средства, например, в виде госгарантий или налоговых послаблений, а частный бизнес эффективно ими управлять, то идея могла бы заработать. Но искать коммерческих партнеров фонду надо среди банков или частных инвесторов, чтобы не создавать конфликта интересов», – считает Лесков. Аналитик UBS Алексей Морозов полагает, что эффективен проект будет, если фонд получит экспертный геологический совет, который будет отбирать проекты.

«Если будет легче найти инструменты, чтобы оплатить работы по геологоразведке, то малые компании получат больше шансов качественно разрабатывать те месторождения, которые у них есть», – говорит представитель Angara Mining Plc. (владеет 30% Angara Gold, которая разрабатывает месторождения золота в Красноярском крае) Юрий Боканев.