Пока не поздно, научить порядочности

После кризисных скандалов западные MBA-школы вновь пересматривают программы по бизнес-этике и никак не могут решить, в каком объеме преподавать ее студентам

В американском обществе еще свежи воспоминания о финансовом скандале вокруг инвесткомпании Бернарда Мэдоффа в 2008 г. Никто не хочет, чтобы подобные инциденты повторялись. Именно поэтому группа MBA-школ во главе со школой бизнеса Лидс при Университете Колорадо Боулдер требует увеличить количество предметов по бизнес-этике в программах.

Эволюция студента. 60%

только что зачисленных студентов MBA считают главной ответственностью компании максимизацию ее стоимости для акционеров. К середине курса такого мнения придерживается уже 69% слушателей, показали исследования, проведенные Институтом Аспена.

«Бизнес-школы уже 25 или 30 лет преподают этику студентам, но у нас все равно полно таких проблем, как безответственные, рискованные сделки или манипуляции с валютными ставками на межбанковской бирже», – говорит Джон Делани, декан колледжа делового администрирования и школы бизнеса Катц в Питтсбургском университете.

Так называемый колорадский консорциум объединяет преподавателей и директоров Массачусетского колледжа Бэбсон, Мичиганского университета и других бизнес-школ. Делани присоединился к консорциуму прошлым летом. Он хотел, чтобы школы наконец перешли от слова к делу. Но пока что члены консорциума проводят многочисленные видеоконференции и планируют организовать еще одну встречу для разработки программ и обсуждения содержания конкретных курсов. Есть опасность, что усилия так и останутся на уровне интеллектуальных прений.

Некоторые – против

Многие преподаватели и рекрутеры выступают против обучения этике в рамках программы бизнес-школ. Иные профессора считают ее совершенно отдельным предметом, несовместимым с тем, что преподают они, будь то маркетинг или бухгалтерский учет. Кроме того, компании все чаще сами организуют тренинги на эту тему для новых сотрудников.

Усиленный курс по этике мог бы предотвратить сужение взгляда на бизнес, которое часто наблюдается у слушателей MBA-курсов в ходе их обучения, говорят сторонники идеи в преподавательской среде. Конечно, максимизация стоимости компании для акционеров – не такая уж плохая бизнес-цель. Но нельзя достигать ее за счет снижения удовлетворенности клиента, ухудшения условий работы сотрудников или нанесения ущерба окружающей среде.

В условиях, когда бизнес-дисциплины преподаются без учета этического контекста, «мы выпускаем студентов, близоруких в своих решениях, не способных просчитать все последствия сделанного», говорит Дайан Свансон, учредитель ассоциации по вопросам обучения бизнес-этике в Канзасском университете.

Дружить с плохим соседом

Можно начать со введения отдельных дисциплин по этике, но тогда студенты не смогут совместить их в голове с реальными проблемами бизнеса, говорит Дэвид Айкенберри, декан школы Лидс Колорадского университета. Поэтому некоторые школы выступают за более интегрированный подход.

К примеру, школа менеджмента Бостонского университета ввела отдельный курс по этике для первокурсников и обязала преподавателей других бизнес-классов интегрировать в свою учебную программу обсуждение бизнес-этики. «Надо много говорить со студентами на эту тему, когда они только поступают сюда, напоминать им об этических принципах на всех лекциях и семинарах в течение учебного года и еще раз глубоко обсуждать эту тему перед выпуском», – полагает Кабрина Чанг, профессор школы менеджмента Бостонского университета, которая ведет группу первокурсников.

Студенты и сами знают, что такое хорошо и что такое плохо. Поэтому на уроках по этике не стоит спрашивать, что делал бы студент, если бы застал соседа по комнате за воровством, говорит Чанг. Вместо этого лучше спросить, стал бы студент и дальше дружить с таким соседом, объясняет она. Возможно, студентам гораздо больше понравится обсуждать поведение соседа, чем говорить о мошеннических схемах финансовых пирамид. Но многие выражают скепсис по поводу того, как подобные знания можно применять в реальной жизни.

Один из студентов MBA в прошлом году разместил на онлайновой доске объявлений College Confidential следующий комментарий: «Не думаю, что, когда Джонни решится на мошенничество, он вспомнит проповеди преподавателей из бизнес-школы. Вряд ли он подумает про себя: «О! Профессор-паинька не одобрил бы моего поведения».

Не наступать на грабли

Некоторые рекрутеры стали выказывать больше интереса к моральному и нравственному портрету кандидата, но школы вряд ли станут что-либо менять, пока не получат четких инструкций от американской Ассоциации ведущих школ и факультетов бизнеса (AACSB), которая является главным аккредитующим органом в отрасли.

Школы должны показать, что они не только вводят дисциплины по этике, но и точно знают, каков будет результат этих нововведений, объясняет Джозеф ДиАнджело, председатель AACSB. Сама ассоциация никаких концепций для школ не разрабатывает и не отслеживает, какие именно программы они предлагают студентам.

Сторонники преподавания этики в бизнес-школах беспокоятся, что, как только мировой рынок выйдет из кризиса и экономика вновь начнет расти, момент для ввода в программы дисциплин по этике будет упущен. «Это главный камень преткновения в деле изучения этики в бизнес-школах. Мы вспоминаем об этических проблемах только в трудные, кризисные времена», – говорит Делани из школы бизнеса Катц. Он вспоминает предыдущие всплески разговоров об этике, когда в 1980 г. разразился скандал из-за махинаций финансиста Майкла Милкена на рынке облигаций. Позже, в 2004 г. вскрылись аферы в компании Enron. «Если мы не научимся прививать людям определенные этические и нравственные нормы, то будем раз за разом наступать на одни и те же грабли», – сожалеет он.