Интервью - Денис Котов, гендиректор сети магазинов «Буквоед»

Как зарабатывать на рынке, объем которого сокращается, и зачем превращать книжный магазин в центр культуры и досуга, рассказал «Ведомостям» гендиректор «Буквоеда» Денис Котов
Денис Котов, гендиректор сети магазинов «Буквоед»/ Е.Кузьмина/ Ведомости

1998

менеджер по закупкам в петербургской книжной сети «Снарк»

1999

менеджер по проекту розничной сети издательства «Махаон»

2000

коммерческий директор «АСТ-норд». В конце 2000 г. придумал концепцию книжной сети «Буквоед» и основал одноименную компанию

2010

заместитель председателя санкт-петербургского филиала Российского книжного союза

Кто идет в книжный бизнес

В начале 2012 г. Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти ввел процедуру банкротства в городском ОАО «Торговая фирма «Санкт-Петербургский Дом книги», объединяющем 18 книжных магазинов. В августе администрация Петербурга заключила договор о продаже 49% акций городской сети ООО «Дом книги», подконтрольному председателю совета директоров группы «Конрад» Вагифу Мамишеву, главе азербайджанской диаспоры. По условиям соглашения Мамишев вложит в магазины более 500 млн руб., а ТФ «СПб Дом книги» получит от города право пользования помещениями на 49 лет. В конце осени ТФ «СПб Дом книги» рассчиталась с кредиторами, суд прекратил производство по делу о банкротстве. Вагиф Мамишев, покупая долю в ОАО «ТФ «СПб Дом книги», действовал сугубо по политическим мотивам, но и с точки зрения бизнеса в этом соглашении ошибок нет, считает Котов. «Вопрос – насколько длинный срок возврата инвестиций. Бизнес такого масштаба можно рассматривать как маленькую любимую игрушку. Можно как-то сделать, чтобы не терять, если особенно аренда бесплатная, – говорит он. – Опыт показывает, что многие пытаются заниматься книжным бизнесом. И понимают, что это не просто. Во-первых, это вызовет уважение к отрасли и к тем, кто здесь давно работает. Во-вторых, любой приобретенный опыт лучше, чем его отсутствие. Количество ограничений в книжном бизнесе крайне велико – маркетинговые, технологические, кадровые, рыночные».

«Буквоед»

книготорговая сеть. Акционеры – физлица. Выручка – 2,4 млрд руб. (2012 г., данные компании). Петербургская книжная сеть «Буквоед» основана в 2000 г. В 2002 г. контрольный пакет приобрели совладельцы издательства «Эксмо» Олег Новиков и Андрей Гредасов. С 2008 г. входит в объединенную розничную сеть «Новый книжный – Буквоед». В сети «Буквоед» 56 книжных магазинов в Петербурге и на Северо-Западе.

Самая большая в Петербурге сеть книжных магазинов «Буквоед» занимает, по собственным данным, около трети рынка. Могло бы быть больше, но компания пока опирается на традиционные каналы. Продажи через интернет не превышают 3% оборота сети, а собственную читалку «i-Ведъ» «Буквоед» пока не научился продвигать – за год продано около 1000 устройств. «Наши клиенты более лояльны к бумажной книге, а мы с помощью этого устройства приучаем к дополнительной форме чтения», – говорит гендиректор «Буквоеда» Денис Котов.

– Как развивается книжный рынок в Петербурге?

– Мои оценки пока негативные. Рынок читателей и в Петербурге, и в России сокращается, это вообще мировая тенденция – сокращение продаж в экземплярах книг. Пока я не вижу слома этих трендов по Петербургу. Хотя мы против именно этих трендов и работаем. На протяжении последних пяти лет у нас наблюдался отток клиентов на уровне 3–5% в год, снижение продаж книг в экземплярах, но мы росли за счет открытия новых магазинов. В 2012 г. негативные тенденции удалось остановить. Благодаря активной работе команды у «Буквоеда» нет оттока покупателей по старым магазинам, есть прирост клиентов – 4,3%, а продажи увеличились на 14%. В целом количество покупателей увеличилось на 5,6%, как компания мы выросли на 15% от года к году. Оборот за 2012 г. составил 2,4 млрд руб. Хотя открытий было немного – четыре новых магазина.

В прошлом году нам удалось приостановить негативные тренды, но должно пройти 2–3 года, чтобы стало ясно, устойчивая ли это тенденция. Мы лидеры рынка, и если у нас ситуация устойчиво хорошая, то это не значит, что и для рынка в целом она хорошая. К сожалению, нет у нас целостного измерения городского рынка. Но эффект от банкротства компании «Снарк», закрытия магазинов государственного «Дома книги» уже сошел на нет.

Город какое-то количество магазинов удержал и будет поддерживать – это тоже позитивный момент, это предотвратит сокращение рынка. Вообще, уровень чтения зависит от количества книжных магазинов на территории, это линейная зависимость, как мы выяснили. Открываясь в любом спальном районе, мы не создаем каннибализации своим точкам, даже если открытия идут вдоль Комендантского проспекта. Там у нас несколько магазинов, еще один планируется – прямо напротив метро. Мы видим, что темп роста снижается у соседних объектов, но возникает новый объем продаж. Но наш вывод, что наличие магазинов как базовой инфраструктуры – главный фактор уровня чтения в стране. Второй по важности фактор – наличие книги и культуры чтения в медийном пространстве, на ТВ, в печатных СМИ.

Мы конкурируем не с другими книжными, а с ТВ, интернетом и алкоголем, которые отвлекают время, внимание и денежные потоки наших клиентов. Мы не против этих сущностей, но против зависимостей, которые они формируют, внедряя себя в культуры бытия и времяпрепровождения. Все должно быть в балансе. И книги тоже должны иметь достойный уровень в этом балансе.

– И все-таки кто основные конкуренты «Буквоеда» в Петербурге?

– К сетевым игрокам, наверное, можно отнести с некоторой натяжкой «Книжный дом», заключивший партнерское соглашение с сетью канцелярских товаров «Графика-М», по сути, книжный магазин отдан в управление «Графике-М». Но это больше канцелярская сеть, чем книжная. Доля канцелярии в ней растет, а доля книжек сокращается.

Крупных сетевых игроков нет уже не только в городе, но и в стране, поэтому наша объединенная сеть «Новый книжный – Буквоед» – последний из могикан. В этом есть позитив, но много и негатива, потому что, как говорил Жванецкий, «спина все время на ветру и сзади никто не занимает». Трудно, когда не у кого учиться конкурентным преимуществам. Можно заснуть от некоего самодовольства, но мы понимаем, что при высокой сложности и низкой рентабельности книжного бизнеса останавливаться нельзя. Мало финансовых инвесторов, которые готовы были бы активно вкладывать деньги. В сложный бизнес с низкой доходностью и высокой зависимостью от команд управления никто не входит – а книжный бизнес именно такой.

– Вы и не прогнозируете появления таких игроков?

– В ближайшее время нет. При существующих мировых трендах любой адекватный финансовый игрок либо будет инвестировать в то, что уже эффективно работает, к примеру в нас, либо заниматься чем-то более понятным и очевидным. «Буквоед» ставит перед собой социальную задачу – сломать тренд снижения чтения. В долгосрочной перспективе это ведет к бизнес-результатам, но в это надо сильно верить. Если не верить, то бесполезно браться за эту задачу.

– Самая большая в Петербурге сеть книжных магазинов позволила занять существенную долю рынка?

– Это зависит от того, что считать книжным рынком. На розничном книжном рынке у нас около 35%, потому что существует электронная торговля, гипермаркеты, маленькие игроки («Первая полоса»). К примеру, мы с завистью смотрим на тиражи 10 000–15 000–20 000 экземпляров, которые достаточно легко продает «Первая полоса». Это топовые позиции книжного рынка. «Буквоед» за год продает тираж 10 000 экземпляров в единичных случаях. За год у нас продается более 100 000 наименований. И по-моему, средняя экземплярность – около 50 книг. Никакой бизнес с такой экземплярностью не справится.

– «Первая полоса» успешно продает за счет местоположения?

– Они работают с низкой ценой, с классикой жанра, которая должна быть у каждого. И соответственно, у них массовый поток и поэтому такой эффект. Мы работаем на длинном хвосте, у нас есть всплески, но не такие мощные. В принципе, у нас посещаемость большая, около 1 млн человек в месяц посещают «Буквоед». Из них 700 000–750 000 уникальных клиентов, которые заходят к нам 2–3 раза в год. По моим прикидкам, за год около 2–3 млн уникальных посетителей заходит в пространство «Буквоед». Мы не просто книжная сеть, мы коммуникационное пространство.

– Уже подведены финансовые итоги 2012 г.?

– По итогам года на территории «Буквоеда» выручка около 2,4 млрд руб., по объединенной сети «Новый книжный – Буквоед» – около 6,5 млрд. «Новый книжный» развивается в центральной части России под брендом «Читай-город», также создана крупнейшая сеть на Украине, состоящая из 38 магазинов.

– Как выглядит структура выручки?

– У нас давно доля книг находится в районе 60%, она снижалась за счет вывода новых товаров. Примерно 25% – канцелярские товары, мы один из лидеров розничного канцелярского рынка. Канцелярия – это средство производства для интеллектуальной деятельности.

Третий по объему рынок – подарки, на него приходится 10%. В этом сегменте происходит специализация. Появились у нас и food gift, в общей выручке это около 2,5%. Шоколадки с фиалковыми лепестками, жвачка love is..., кстати, бьет рекорды по продажам. Энергетический напиток Dr Pepper, который многие помнят с детства. Мы его не продвигаем, люди в социальных сетях рассказывают друг другу об этих товарах.

Это интеллектуальный food. Для тех, кто любит поесть, существуют гипермаркеты. А это фишка. Не забуду один твит: «Зашел в «Буквоед» за доктором Пеппером – купил три книги».

Мы развиваем рынок творческой реализации – товары для творчества, мастер-классы, продвигаем социальные инициативы, выстраиваем промопространство.

В самом большом магазине – «Парке культуры и чтения» на Невском проспекте, 46, есть помещение на 80 зрителей, там проводятся небольшие театральные выступления. Вслед за творческими продуктами начинаем продвигать образовательные – семинары и тренинги, иногда уже на платной основе.

В планах договориться с дирекцией театрально-зрелищных касс, чтобы продавать билеты. У нас достаточно очевидная сходимость по рынку. Дальше будем двигаться к расширению событийного сегмента, потому что на этом рынке, кроме государственных системных операторов, никого не было и вряд ли будет. Мы увеличиваем масштабы наших магазинов, учимся работать с открытыми залами, чтобы выходить на событийный рынок. Базовая потребность человека в культурном развитии и образовании никуда не денется ни при каких кризисах. Мы стремимся стать инфраструктурой, где люди могут содержательно общаться, знакомиться с новыми творческими, образовательными, культурными продуктами. Мы хотим взять на себя эту функцию и помимо товарного потока предлагать такие возможности для горожан.

– Предпринимает ли кто-нибудь еще попытки создать такую инфраструктуру?

– Пока такой системы нет, хотя элементы есть. Мы являемся оптимальным коммуникационным звеном, для того чтобы все элементы соединить воедино. Все-таки к нам каждый месяц приходит 1 млн человек – ищущих, познающих, учащихся.

– Какой у вас рекламный бюджет?

– У нас, гордых книжников, небольшой рекламный бюджет. На маркетинг мы тратим чуть больше 1% от оборота. Этой зимой мы стали пробовать рекламу на местном телевидении. Реклама относительно дорогая, но мы уже не маленькая компания. Смотрим отдачу, исследуем. Небольшие деньги туда направили. Если увидим изменения тренда, будем продолжать.

– Какая рентабельность у сети?

– У нас рентабельность в последние 3–4 года достаточно устойчивая и составляет около 3% по чистой прибыли. По итогам 2012 г. будет выше, это связано с эффектом масштаба. При росте мы стараемся сдерживать издержки. И все же 3% очень маленькая величина с точки зрения бизнеса, любая крупная флуктуация может очень быстро свести такую рентабельность к нулю. Мы стараемся маневрировать, чтобы этого не происходило.

– На какие средства развиваетесь? Привлекаете ли кредиты?

– В 2012 г. компания погасила все кредиты. Работаем в основном с Петербургским социальным коммерческим банком. Мы никогда не увлекались, не залезали в кредиты больше 1 EBITDA. Но теперь решили обеспечить надежность и стабильность, потому что был период неспокойствия. Рынок чувствует себя неустойчиво, недавно разорился один из крупнейших книготорговцев – «Топ книга».

Тем не менее наши акционеры приняли решение о дальнейшем развитии. В этом году мы планируем открыть порядка 15 магазинов в Петербурге и Северо-Западном регионе. Плюс будем активно развивать интернет-продажи, они растут от 100% от года к году.

– Сколько на них приходится от общих продаж?

– Не так много. По-моему, где-то 3% от общей выручки. Мы начинаем понимать, что надо активнее выходить в сеть и быстрее наращивать свою долю. Мы долго тренировались, наступали на разные грабли. Но, в принципе, сегодняшняя динамика показывает, что мы можем двигаться быстрее. Мы развернули широкоассортиментные склады – около 150 000 наименований. Мы создали универсальный сервис, теперь все эти наименования доступны в каждой торговой точке. То есть даже в 100-метровом магазине на ул. Пестеля, нашем первом магазине, можно заказать любое из этих 150 000 наименований.

Мы стараемся реализовать концепцию «книга на расстоянии вытянутой руки», есть похожая у Coca-Cola – «бутылка на расстоянии вытянутой руки». Существует единый телефонный номер, единый терминал заказов, интернет-сайт позволяет организовать доставку любой книги в пределах Северо-Западного региона. В начале 2012 г. мы заключили договор с дистрибутором прав ОАО «ЕЁ медиа» по включению функции print-on-demand. У нас есть права на десятки тысяч книг на русском и английском языках. В Москве такие услуги оказывает компания «Книги по требованию». В нашем интернет-магазине можно будет заказать книгу, которой нет в продаже, в одном экземпляре примерно за 300–400 руб. (среднестатистическая книга в мягкой обложке). Мы движемся к модели системного оператора – главного поставщика книг в регионе.

– Как продается брендированное устройство для чтения «i-Ведъ», которое «Буквоед» представил в конце 2011 г.?

– С ним все грустно. Мы не научились с ним нормально работать. За год продано около 1000 штук. Читалка достаточно дорогая – 6500 руб. В этой ценовой категории столько экземпляров одного наименования товара мы не продавали никогда. Если бы гнались за экземплярностью, то уронили бы цену и говорили, что у нас дешевые читалки. Но по цене она выше среднего в своем сегменте и вполне конкурентоспособна – как по контенту, так и по функциональности. Мы закачали в нее ряд великих вечных книг и современных произведений по соглашению с держателями прав, будем и дальше насыщать контентом. Нас интересует не сама читалка, а связь с читателем. Наши клиенты более лояльны к бумажной книге, а мы с помощью этого устройства приучаем к дополнительной форме чтения.

– «I-Ведъ» продается только в магазинах «Буквоеда»?

– Это устройство для постоянных клиентов «Буквоеда». Мы не замахивались на супертиражность, на слом бизнес-модели. Это такой идентификатор, товар для тех, кто понимает, что такое «Буквоед», персональный интерфейс между компанией и ее постоянным клиентом. Поэтому мы не пошли по пути продажи чужих читалок и движемся по пути брендинга. Денег на НИОКР, гонку технологий у нас нет и не будет никогда.

Низкие продажи читалки хорошо отражают отставание нашего мышления от технологичности. У нас есть три оценки – доля продаж в интернете, объем продаж читалки и наличие интернет-приложений для мобильных устройств. Мы здесь пока грызем гранит науки и учимся развиваться. Приобретение новых компетенций – не быстрая вещь.

– Какие еще планы есть у сети?

– Глобальный план очень прост – выстроить отношения с читателями. На базе интернет-магазина будем создавать кабинет читателя. Мы движемся к концепции, которую во многом задала Apple, когда есть персонифицированные связи, отношения. Пока в сети «Буквоед» они увязываются больше при личном контакте, чем через устройства. Магазины «Буквоед» находятся рядом с домом читателя, большинство петербуржцев каждый день рядом с ними проходит.

Задача в том, чтобы книжная сеть «Буквоед» понималась не как логистические склады книг, а как центры культуры, досуга и образования. Бизнес не может оставаться в рамках просто делания денег. Но если деловые люди будут заботиться не только о своем бизнесе, но и о проблемах этого города – мы быстрее станем культурной и деловой столицей.

Мы хотим сделать из «Буквоеда» бренд, легенду. Книги – это мысли, мы ведь не книжный магазин, мы магазин по распространению мыслей. В магазин человек заходит за мыслями, а не за обложкой. Словосочетание «книжный бизнес» обесценивает сущность, с которой мы работаем, воспринимается как продажа предметов за деньги. Роль бизнеса измеряется в денежном потоке, а в книготорговле он низкий по сравнению с другими отраслями.

Мы – магазин спортивных товаров, мы тренируем мозг, навык самостоятельного образного мышления. Человек без такого мышления не может создать бизнес, адекватно управлять своей фирмой.

– Как строятся взаимоотношения с издательствами, в частности с «Эксмо»?

– «Эксмо» является хорошим поставщиком и добрым партнером. Общая ошибка считать, что «Эксмо» является акционером «Буквоеда». Акционеры сети – частные лица, владеющие также и издательством «Эксмо». Это обусловливает модель отношений. В нашей книжной сети не доминирует продукция издательства «Эксмо». Доля «Эксмо» в книгах – около 20%, в общей выручке – около 12%.

– Вы акционер «Буквоеда»?

– Я являюсь миноритарием. Размыл свой пакет в долгих переговорах по объединению с «Эксмо». В 2002 г. был продан контрольный пакет. У меня осталось порядка 7%.

– Объединение «Эксмо» и АСТ повлияло на ваш бизнес?

– На нас это мало влияет. Розница живет отдельно, с негативным трендом. Но понимаю, какая это трудная задача – выведение в нормальное состояние издательства АСТ, внутри которого много издательств. Шансы, что ее удастся сохранить, высоки, но не 100%.

– Что значит эта консолидация для рынка?

– На мой взгляд, это единственная возможная реальность для книжного рынка. Надо понимать, что средний тираж книги – менее 5000 экземпляров и уровень кризиса уже перешел критическую черту. Магазинов в стране менее 3000, в 1990 г. их было 8500, а в 1898 г., по оценке известного просветителя Николая Рубакина, – 5000. Деградация инфраструктуры привела к деградации экземплярности и к повышению розничной цены. А розничная цена выдавливает количество розничных клиентов и создает территориальную недоступность. А к примеру, точек продажи алкоголя в одной только Ленинградской области 22 000.

Кризис не может быть разрешен малыми и средними игроками. Он может быть разрешен за счет консолидации и работы крупного игрока подключением государства к проблеме пиратского рынка. Одна из ключевых проблем в том, что в интернете 90% электронных книг распространяется нелегально. Эта ситуация разрушает следующий цикл издательской отрасли. Никто из издателей не идет в электронное книгораспространение, потому что не видит смысла тратить ресурсы в этом направлении.

Разговаривать с государством сегодня может только Российский книжный союз (РКС). Во многом благодаря тому, что руководителем является [председатель Счетной палаты] Сергей Степашин. Государство прислушивается, но это очень медленный процесс. Если не будет крупных игроков, которые в это время будут работать, то, соответственно, отрасль будет разваливаться. Помимо того что РКС предлагает законодательные инициативы, «Эксмо» ведет собственную юридическую деятельность против пиратства. Никто из средних издателей не может себе позволить тратить деньги на юристов адекватного уровня, которые оформляли бы претензии и вели процесс.

– Какие у вас взаимоотношения с правительством Петербурга?

– Город уважаем за то, что он не создает никаких препон и преград для работы. Город спас предприятие городской книготорговли, можно ли было спасти лучше – это вопрос риторический, но ОАО «Торговая фирма Дом книги» сохранилось, его можно развивать. Это позитивный результат.

– Довольно странный путь спасения – продать компанию инвестору, который никогда не занимался книжным бизнесом.

– Другого пути не было. Мы потеряли «Дом военной книги», потому что Росимущество тупо выставило на торги здание. А владельцы ресторанов сказали, что готовы платить [за аренду] 3 млн руб. в месяц. Там будет концептуальный объект, ресторан-«библиотека», с какой-то книжной функцией. Мы сказали, что готовы помочь. Но конечной конфигурации и окончательной договоренности пока нет.

– На ваш взгляд, ресторанный бизнес генерирует средства для такого развития?

– Конечно. В моем понимании доходность от суши и остальных ресторанных историй, если ими нормально заниматься, достаточно высока. На Невском проспекте можно делать что-то красивое и интересное, когда у тебя есть система и за счет массы системы ты можешь экспериментировать.

То же самое можно сказать о «Буквоеде» на Невском, 46. Мы открыли этот магазин в период кризиса на свои доходы и банковские кредиты, которые уже погасили. Ставка высокая, там люди бесплатно сдавать не будут.

– Это «Норд»?

– Да. У них нет книжной идеологии в голове, они со всем уважением, но деньги вперед.

– Планируете ли менять формат магазинов?

– Раньше мы штамповали «Буквоеды» трех форматов. Потом начали формировать новый тип по ресторанной логике. Каждый объект должен иметь свою индивидуальность и уникальность.

Магазин на станции метро «Достоевская» получил название «Во всех смыслах. Магазин ключевых книг», это наш главный мировоззренческий магазин, где представлены книги по психологии, философии, истории, эзотерике и др. Там будут и мероприятия, связанные с самопознанием.

Будем делать нишевые проекты. Должен быть главный детский магазин, букинистический. Будем делать суббренды под эгидой «Буквоеда» для разных целевых групп. Есть мысли создать книжный магазин с коворкинговым пространством. Это не быстрая идея. Мы испытываем недостаток управляющих, которые были бы адекватны этим идеям.

– Присматривались ли вы к опыту крупных международных игроков, таких как Barnes and Noble?

– Осенью мы изучили мировой книжный рынок. Почти везде стагнация, развитие в основном в Бразилии. Но в целом запас по эффективности есть, никто не падает. У Barnes and Noble сейчас хорошее положение, мощный интернет-канал, есть ресурс на НИОКР. Быть вторым номером после amazon.com – это высокий уровень компетентности.

Бразильская компания «Культура» – она движется к платным театральным мероприятиям. Все прощупывают одни и те же перспективы, хотят работать с культурой, образованием. Вопрос в том, кто начнет инвестировать, кто будет упорядочивать эти услуги. Главной стратегией станет стимулирование развития количества читателей и частотности чтения. Человеку свойственно думать, и, если актуализировать эту функцию, активизировать процессы мышления, книжные рынки начнут расширяться.