И Пи жил не зря

Главной интригой 85-го «Оскара» было имя лучшего режиссера. Им стал Энг Ли, снявший «Жизнь Пи». Остальное, включая лучший фильм – «Операция «Арго», было более предсказуемо
У Энга Ли теперь два режиссерских «Оскара»/ Lionel Hahn/ PA Photos/Итар-ТАСС

Американские киноакадемики любят картины про то, как могуч и прекрасен Голливуд. Это могут быть грезы о золотом веке кино, как в победившем год назад черно-белом немом «Артисте». Или, как на этот раз, политический триллер о спецоперации Центрального разведуправления, заручившегося поддержкой ушлых кинематографистов, чтобы перехитрить «стражей исламской революции» и спасти шестерых сотрудников американского посольства в Иране в 1979 г.

Победа картины Бена Аффлека и его друзей-сопродюсеров Гранта Хеслова и Джорджа Клуни в главной номинации была почти предрешена. «Операция «Арго» уже получила «Золотой глобус» как «лучшая драма», британскую BAFTA и, что важнее всего для оскаровского прогноза, награды профильных американских гильдий – режиссерской и продюсерской (выбор последней – самый верный знак, что фильм выиграет главный приз киноакадемии). Дополнением к «Оскару» за лучший фильм стали статуэтки за лучший адаптированный сценарий (Крис Террио) и монтаж (Уильям Голденберг выиграл в этой номинации в том числе у самого себя, потому что был выдвинут еще и за работу над «Целью номер один»). Тем не менее Аффлек остался без режиссерского «Оскара», обидным образом он даже не был представлен в этой номинации.

Это обстоятельство обеспечило самую значимую интригу церемонии: кого назовут лучшим режиссером. Вернее, так: будет ли это третий режиссерский «Оскар» Стивена Спилберга или второй Энга Ли. У остальных номинантов шансов практически не было. Молодой Бен Зайтлин («Звери дикого юга») осчастливлен уже тем, что номинирован. Дэвид О. Рассел («Мой парень – псих») по меркам академии тоже из другой весовой категории. Михаэль Ханеке все-таки снял фильм на иностранном языке.

Победил Энг Ли. Теперь у него, как у Спилберга, два «Оскара» (первый был за «Горбатую гору» в 2006 г.). И вопросов этот выбор не вызывает. «Жизнь Пи» – виртуозная работа во всем, что касается изображения, поэтому к режиссерской статуэтке логично добавились награды оператору (Клаудио Миранда) и мастерам визуальных эффектов (Билл Вестенхофер, Гийом Рошерон, Эрик Де Боер, Дональд Р. Эллиот). Четвертый «Оскар» картина получила за музыку (Майкл Дэнна).

Насчет лучшего актера у аналитиков сомнений не было: Дэниел Дей-Льюис, сыгравший Линкольна. Это его третий «Оскар» за главную роль. Столько нет больше ни у кого. А между прочим, среди восьми актеров, которые выигрывали в этой номинации дважды, Марлон Брандо, Джек Николсон и Дастин Хоффман.

Победа Дженнифер Лоуренс («Мой парень – псих») в женской номинации тоже не сюрприз. Лоуренс считалась фавориткой, хотя в этом случае интрига все же была. А вдруг Эммануэль Рива за «Любовь»? Или Джессика Честейн за «Цель номер один»?

Лучшие роли второго плана, согласно коллективному вкусу киноакадемиков, сыграли Кристоф Вальц в «Джанго освобожденном» и Энн Хэтэуэй в «Отверженных» – и здесь наблюдатели ставили именно на них. В случае Вальца это явный повтор: роль превосходна, но предыдущий «Оскар» в этой номинации австрийскому актеру принесли «Бесславные ублюдки»; вся разница в том, что там Тарантино дал ему сыграть плохого немца, а в «Джанго» – хорошего. В случае прекрасной актрисы Энн Хэтэуэй досадно то, что роль в «Отверженных», кажется, худшая ее работа. Гораздо уместней выглядела бы победа Филипа Сеймура Хоффмана и Эми Адамс (обе роли – из «Мастера» Пола Томаса Андерсона, но к лучшему американскому фильму года академики остались глубоко равнодушны).

Квентин Тарантино уже традиционно получил награду за лучший оригинальный сценарий («Джанго освобожденный»). За адаптацию было бы красиво наградить Тони Кушнера («Линкольн» – мощная работа писателя), но академия предпочла более легкий, хотя и вполне остроумный сценарий «Арго».

Певица Адель, как дружно предсказывала кинообщественность, забрала статуэтку за лучшую песню (в фильме «007: координаты «Скайфолл»). За костюмы наградили «Анну Каренину», за дизайн – «Линкольна», за грим и прически – «Отверженных», в которых больше отметить и вправду нечего.

«Любовь» Михаэля Ханеке была настолько явным фаворитом в номинации «лучший фильм на иностранном языке», что конкурентов никто всерьез, кажется, не рассматривал. Предпочтения американских киноакадемиков совпали с выбором каннского жюри. Но ни в одной из главных номинаций, где была представлена картина (Ханеке за режиссуру, Эммануэль Рива за лучшую женскую роль), призов для нее не нашлось.

В номинации «лучший полнометражный документальный фильм» так же очевидно лидировала лента Малика Бенджеллола «В поисках Шугармена» о музыканте Сиксто Родригесе, «южноафриканском Бобе Дилане». Слава фильма началась с «Санданса», где он выиграл спецприз жюри и приз зрительских симпатий. А дальше был сбор наград по всему миру: среди трофеев «Шугармена» есть даже «Серебряный Георгий» Московского кинофестиваля.

Лучшим анимационным фильмом назвали «Храбрую сердцем», хотя тут был, например, «Франкенвинни» Тима Бёртона.

В отсутствие больших неожиданностей в списке победителей главным сюрпризом церемонии стало появление Мишель Обамы, которая вышла на видеосвязь из Белого дома и виртуально помогла Джеку Николсону вручить приз за лучший фильм.