Кальяны выкурят из ресторанов

Подписанный президентом антитабачный закон почти полностью запрещает курение в общественных местах. Из ресторанов уберут даже кальяны
А. Рюмин/ ИТАР-ТАСС

Вчера президент Владимир Путин подписал закон «Об охране здоровья населения от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака».

Закон, который Минздрав разрабатывал полтора года, прошел все чтения в Госдуме за два месяца. Он вступает в силу 1 июня 2013 г., но основные запреты заработают через год. Тогда будет запрещено курение в кафе и ресторанах, больницах, отелях, на вокзалах, в самолетах и поездах дальнего следования. После вступления в силу всех пунктов закона курение будет разрешено в квартирах и специально оборудованных помещениях в офисах, на улицах – дальше 15 м от остановок транспорта и входов в вокзалы, метро и т. д.

За время рассмотрения в Госдуме текст документа изменился. Из него исчезла норма о запрете нюхательного и жевательного табака, к продаже запрещен лишь насвай (вид некурительного табачного изделия). Также исчезли требования к минимальной площади торгового объекта для продажи сигарет. На год отложен и запрет на открытую выкладку сигарет: они будут продаваться только по прейскуранту с 1 июня 2014 г.

Регулирование будет абсолютно одинаковым для всех видов курительного табака – сигарет, сигар и кальяна, говорил осенью прошлого года замминистра здравоохранения Сергей Вельмяйкин.

В последние годы в России наблюдался настоящий бум на кальяны – практически все рестораны ввели их в свое меню, говорит представитель сети ресторанов «Тануки» Анастасия Кривельская. «Часть гостей хотели видеть эту восточную диковинку, однако у нас кальяны лишь небольшое дополнение, и на их долю приходится незначительная доля выручки», – продолжает она. По мнению Кривельской, запрет может сильнее ударить по ресторанам восточной кухни, где на кальяны может приходиться до 30% выручки.

Даже если в заведениях восточной концепции на кальяны приходится 5–10% выручки, то в прибыли их доля будет доходить до 15% от общего объема, считает исполнительный директор консалтинговой компании Restcon Андрей Петраков.

В сети «Чайхона № 1» на кальян приходится до 10% выручки, подтверждает совладелец проекта Алексей Васильчук. «Кальян – это яркий штрих, но не главная составляющая нашей концепции, мы знаем, чем заполнить кальянную нишу», – уверяет он. Ресторатор склонен положительно оценивать влияние антитабачных мер на его бизнес: «После запрета на курение в ресторанах к нам будут еще чаще приводить детей, появится еще больше иностранцев, и поэтому мы скорее ожидаем новых гостей, чем опасаемся потерять старых».

Рестораны могут увидеть незначительный отток посетителей сразу после вступления в силу запрета на курение, но посещаемость быстро восстановится, как это произошло в Европе, где подобный запрет действует уже много лет, уверен Петраков. По данным Euromonitor International, российский ресторанный рынок без учета фастфуда в 2011 г. составил 70 млрд руб.