Гипермаркеты наступают

В Петербурге обостряется конкуренция в сегменте гипермаркетов, их плотность в 4 раза выше, чем в Москве и России. Но ритейлеры не отказываются от открытия новых точек

В Петербурге за 2012 г. количество продовольственных гипермаркетов увеличилось на восемь до 67 точек, общая торговая площадь выросла на 10% до 477 000 кв. м, подсчитали в совместном исследовании информационного агентства Infoline и группы компаний «Центр пространственных исследований». На 1 млн жителей Петербурга в 2012 г. пришлось 13,4 гипермаркета (против 11,8 в прошлом году), говорится в исследовании. Петербург опережает по этому показателю Москву и Россию (около 3). На 2013 г. показатель соотношения количества гипермаркетов на число жителей будет увеличиваться: запланировано открытие не менее шести продовольственных гипермаркетов, говорит гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Экспансии гипермаркетов способствует то, что они оттягивают клиентов у супермаркетов и дискаунтеров за счет более низких цен и богатого ассортимента, объясняет он.

Торговая сеть «Лента» открыла в прошлом году два гипермаркета в Петербурге, в планах компании – магазин в пригороде Петербурга, говорит представитель «Ленты» Яна Могилева. Группа «О'кей» открыла в 2012 г. один гипермаркет в Петербурге, на 2013–2014 гг. намечено открытие 2–3 гипермаркетов, рассказывает представитель сети Артем Глущенко. Финский ритейлер SOK Retail Int. открыл в 2012 г. три гипермаркета Prisma и намерен увеличить сеть на 2–4 точки в 2013 г., говорит специалист по связям с общественностью сети Юлия Рулько. У финского холдинга Kesko в конце года появился первый в Петербурге продовольственный гипермаркет «К-руока». В планах компании приобрести 10 площадок под строительство торговых центров в Петербурге и Москве, сказано на ее сайте. Kesko планирует открыть три гипермаркета «К-руока» в 2013 г. в Петербурге, передал через представителя гендиректор ООО «Кеско фуд рус» Олег Буяльский.

Сети гипермаркетов активно ищут в аренду помещения с торговой площадью от 2500 кв. м и средней ставкой 1500 руб. за 1 кв. м, говорит руководитель департамента коммерческой недвижимости АРИН Екатерина Лапина. По ее словам, также компании рассматривают возможность покупки земельного участка стоимость $1000 за 1 кв. м. В Петербурге есть недостаток участков площадью 4 га, говорит Могилева. Лапина отмечает, что из-за дефицита площадок в Петербурге в одном торговом центре могут располагаться два гипермаркета вместо одного якорного. В середине декабря открылся гипермаркет Prisma в ТРК «Гранд Каньон», в котором уже был «О'кей», добавляет она.

Инвестиции в открытие одного гипермаркета «Лента» общей площадью 12 500 кв. м составляют 800 млн руб., сообщается в презентации сети для инвесторов к размещению облигационного займа (есть в распоряжении «Ведомостей»). Бурмистров видит потенциал развития сегмента гипермаркетов в неравномерности размещения точек в районах города. В «О'кей» приходят письма от потребителей с пожеланиями открыть гипермаркеты в своих микрорайонах, рассказывает Глущенко. Потенциальные места развития – районы новостроек, говорит Буяльский.

Цены на товары в гипермаркетах ниже, чем в других форматах, отмечает Буяльский. По его словам, расходы на содержание товара в гипермаркетах ниже, чем в магазинах других форматов, за счет высокого оборота. Гипермаркет привлекает потребителей низкими ценами, широким ассортиментом, качеством продуктов категории fresh, сервисом и собственной кулинарией, говорит Бурмистров. Основная часть выручки приходится на формат гипермаркетов, добавляет Глущенко.

Выручка гипермаркетов «Лента» составляет 356 000 руб. на 1 кв. м, «О'кей» – 312 000 руб., «Карусель» – 167 000 руб., следует из презентации. Выручка супермаркетов, к примеру «Перекрестка», составляет около $7500 на 1 кв. м.

Успешность гипермаркета зависит от его позиционирования, концепции, ассортиментной политики, говорит Бурмистров. По его словам, к примеру, на «кладбище гипермаркетов» на Пулковском шоссе гипермаркеты Metro Cash & Carry и «Карусель» проигрывают по выручке и потребительскому потоку «О'кей» и «Ленте».

По данным Петростата, оборот розничной торговли в Петербурге в январе 2013 г. снизился на 2,7% до 65 млрд руб. по сравнению с аналогичным периодом в прошлом году. В 2012 г. рост составил 8%. Уровень проникновения сетевой торговли в Петербурге в 2013 г. может составить около 87% (в 2011 г. – 85%), считает Бурмистров.