Швейцария дает слово акционерам

Швейцария ограничит возможности компаний выплачивать руководству непомерное вознаграждение. Такое решение принято на всеобщем референдуме

За план по ограничению вознаграждения топ-менеджеров, предложенный бизнесменом Томасом Миндером, проголосовало 67,9% участников референдума, прошедшего в воскресенье. Проект позволяет акционерам всех компаний, зарегистрированных в Швейцарии, заблокировать компенсации топ-менеджеров и членов совета директоров. Референдум также запрещает щедрые подъемные и «золотые парашюты» для уходящих в отставку сотрудников компаний и требует большей прозрачности кредитов и пенсионных программ топ-менеджеров и директоров.

У швейцарцев есть немало причин для возмущения бонусами. В 2008 г. разразился скандал вокруг крупнейшего банка страны – UBS, которому потребовалась госпомощь. В 2012 г. более 30% акционеров UBS проголосовали против утвержденных банком планов по компенсациям менеджменту, включая 4 млн франков ($4,3 млн), которые должен был получить новый председатель совета директоров UBS Аксель Вебер, сообщает Reuters. Акционеров не устраивали результаты UBS в 2011 г., а также $2 млрд убытка, который банку принес трейдер Квеку Адоболи.

А фармацевтическая компания Novartis из-за возмущения акционеров отменила в феврале «золотой парашют» основателю компании Даниэлу Васелле. Он должен был получить 72 млн франков ($78 млн) в обмен на согласие в течение шести лет после ухода из Novartis не работать на ее конкурентов.

Из 20 самых высокооплачиваемых европейских гендиректоров пятеро работают в Швейцарии. Это Брэди Дуган из Credit Suisse, Джо Хоган из ABB, Джо Хименес из Novartis, Северин Шван из Roche и Пол Бакл из Nestle (данные Bloomberg).

Результаты референдума – «плохой сигнал для Швейцарии как места ведения бизнеса», заявила Economiesuisse, лоббирующая интересы местного бизнеса. «Если компания хочет заплатить топ-менеджеру 25 млн, она найдет способ это сделать вопреки [результатам референдума]», – говорит председатель совета директоров Holcim Ральф Суарон (цитата по Reuters).

Формально решение референдума вступает в силу незамедлительно, но временных рамок для его применения нет. «Реализация инициатив Миндера может занять годы», – полагает директор Economiesuisse Паскаль Жентинетта (цитата по Bloomberg).

«Это прекрасный демократический опыт. Швейцарцы указывают нам путь, и я считаю, что мы должны быть им вдохновлены», – заявил премьер-министр Франции Жан-Марк Эйро (его цитирует AFP). По его словам, Франция тоже может установить потолок для выплат топ-менеджерам компаний. А германская оппозиция уже потребовала от канцлера ФРГ Ангелы Меркель ввести более жесткие правила определения вознаграждений топ-менеджеров. На прошлой неделе Европарламент ограничил бонусы банкиров размером их годовой зарплаты (в исключительных случаях – двумя). В США закон Додда – Фрэнка разрешил проводить голосование акционеров по вопросам вознаграждения топ-менеджеров, но это голосование не имеет обязывающей силы.

Швейцарская инициатива ограничения вознаграждений интересна, но алгоритм расчета и система согласования не совсем ясны, отмечает руководитель индустриальной практики Morgan Hunt Луиза Губайдулина. В российских компаниях размер бонусов топ-менеджеров и сейчас определяют основные акционеры и советы директоров, напоминает она. Чтобы оценить применимость швейцарской инициативы, нужно хорошо понимать, как она работает, говорит Губайдулина, а также увидеть ее первые результаты.