От редакции: Напишем в интернет

Д.Абрамов/ Ведомости

Президентский указ об интернет-петициях формализует порядок учета и рассмотрения общественных инициатив и вводит, таким образом, новый инструмент демократии в России. Почему новый инструмент будет работать, когда не работают старые, не сообщается.

Сама идея превращения в законодательные народных инициатив, которые наберут 100 000 подписей в интернете, была высказана Путиным во время предвыборной кампании 2012 г. Воплощение, согласно указу, выглядит так: идеи будут публиковаться на сайте «Российская общественная инициатива» (РОИ), голосовать смогут граждане, зарегистрированные на едином портале госуслуг. Решение о публикации будет принимать оператор проекта – Фонд информационной демократии (НКО, возглавляемая бывшим замминистра связи Ильей Массухом) – после двухмесячной экспертизы, в ходе которой идея может быть отсеяна, например, за необоснованностью. На голосование отводится год, в зависимости от уровня идеи (федеральный, региональный, муниципальный) потребуется 100 000 голосов или 5% от населения территории (интересно, что будут рассматриваться голоса «за» и «против», но непонятно, будут ли второе вычитать из первого). Идея, принятая гражданами, поступит на рассмотрение в экспертную группу соответствующего уровня, которая еще через два месяца примет решение о том, как реагировать.

Те граждане, кто видел в путинской задумке элемент прямой демократии, будут разочарованы: целых три фильтра для общественных инициатив дают чиновникам возможность отклонить, затянуть принятие или изменить до неузнаваемости любую идею.

Хотя президент практически копирует западный опыт, пусть и в одной частной сфере электронной демократии.

Петиции в западной демократии существуют давно, а в последнее время они становятся электронными. На сайте Белого дома в разделе We The People можно оставить любое предложение. Правительство до недавнего времени отвечало (оно не обязано вносить законопроекты) на все петиции, собравшие 25 000 подписей. После того как пришлось отказаться от идеи построить космический корабль «Звезда смерти» и от предоставления независимости трем штатам, порог был повышен до 100 000. На сайте германского бундестага также есть раздел для онлайн-петиций, и там есть пре- и постмодерация – специальная комиссия решает, публиковать ли обращение, а после 50 000 подписей обсуждает его на открытом заседании. Рекомендации комиссии не обязательны для парламента.

Это не прямая демократия, но важный инструмент влияния. Ведь и в эпоху до интернета какие-то петиции могли приводить к изменениям: важная проблема отражается в независимых СМИ, создается общественное мнение, которое политики не могут не учитывать – иначе пострадает их репутация, перспективы на выборах, а иногда возможны и проблемы в суде. Интернет значительно облегчил способ привлечения внимания к идее, и инструмент петиций работает даже быстрее.

И тут мы легко можем представить, как он не будет работать в России. Слишком малое число независимых СМИ не в состоянии сформировать серьезное общественное мнение, институт репутации практически на нуле, политическая карьера не зависит от честных выборов, на суд можно влиять.

Возможно, впрочем, что на муниципальном или региональном уровне вопросы удастся решать, поскольку там протест граждан, например по проблемам ЖКХ, может принять вполне осязаемый офлайновый характер.