Африка требует госгарантий

Экспортное страховое агентство России («Эксар») просит у правительства госгарантии на 500 млрд руб. Дмитрий Медведев готов поддержать заявку
Петру Фрадкову (на фото) уже не хватает $1 млрд/ С.Портер/ Ведомости

В четверг на заседании правительства министр экономического развития Андрей Белоусов заявил, что ЭКСАР просит правительство выделить дополнительные 500 млрд руб. госгарантий. Из них 200 млрд – на 2013 г., по 150 млрд – в 2014 и 2015 гг.

Правительство создало «Эксар» как 100%-ную «дочку» Внешэкономбанка в 2011 г. Агентство страхует от политических рисков кредиты, контракты и инвестиции российских компаний за рубежом. «Эксар» получило от правительства в уставный капитал $1 млрд, пообещав застраховать контракты и кредиты на 300 млрд руб. По итогам 2012 г., по данным компании, застрахованы экспортные операции лишь на 14 млрд. Например, контракты «Интер РАО – экспорта» и Объединенной двигателестроительной корпорации на поставку энергетического оборудования на Кубу и в Китай.

Уже сейчас очевидно, что потребности экспортеров в страховании контрактов превышают возможности агентства, говорит гендиректор «Эксара» Петр Фрадков: «Например, поддержка может потребоваться проектам отечественных компаний в энергетическом и тяжелом машиностроении в Африке, Юго-Восточной Азии и Латинской Америке». Госгарантии необходимы «Эксару» для исполнения обязательств перед экспортерами при наступлении страхового случая, объясняет он. Речь идет о проектах «Силовых машин», уточняет Белоусов. Он рассказывает, что средства также нужны на страхование контрактов на поставку самолетов Superjet-100 и гражданской продукции «Вертолетов России», на строительство за границей сервисных центров «Камаза».

Минэкономразвития согласовало выделение средств, однако Минфин против, сообщил Белоусов на правительстве. Срочной потребности в дополнительных госгарантиях «Эксару» нет, объяснил министр финансов Антон Силуанов. Когда она появится, Минфин рассмотрит заявку, но в ведомстве не понимают, зачем нужен «Эксар», если агентство не само страхует кредиты, а просит госгарантии из бюджета, следует из слов министра. «Эксару» нужно брать больше ответственности на себя, считает Силуанов.

Однако Минфину, по всей видимости, придется учесть заявку «Эксара». Выдачу дополнительных госгарантий поддержали премьер Дмитрий Медведев и его первый заместитель Игорь Шувалов. Специфика российской экономики такова, что экспортные контракты требуют специального сопровождения, признал Медведев: «Когда у нас будут страховать и стимулировать так же, как в других странах, то, может быть, и отпадет необходимость в дополнительном количестве госгарантий». Представители правительства не смогли вчера уточнить, зафиксировано ли решение о выделении средств «Эксару» в протоколе по итогам заседания правительства.

Представитель «Гражданских самолетов Сухого» рассказывает, что компания планирует в ближайшие годы экспансию на китайский и индонезийский рынки и заинтересована в страховании этих контрактов, однако объемы возможных поставок не раскрывает. Пока есть контракты на поставки 177 лайнеров, уточняет он. Представитель «Силовых машин» от комментариев отказался, запрос в «Камаз» остался без ответа.

В структуре российского экспорта доля машинотехнического оборудования пока остается на уровне 4–5%, а значит, особых успехов «Эксар» не добился, рассуждает партнер ФБК Игорь Николаев, но и работает агентство недавно. Нежелание Минфина выделять госгарантии можно понять – это пока не очень эффективный инструмент поддержки, из-за которого к тому же растет госдолг, отмечает эксперт: «С другой стороны, госгарантии могли бы стать эффективным инструментом поддержки, если сделать процедуру их получения не такой забюрократизированной».