Мимо телевизора

Synovate Comcon впервые подсчитала россиян, которые отказались от телевизора и смотрят видео только в сети. Их число пока не превышает 1 млн человек, но быстро растет

Приготовились к изменениям. Роман Петренко

гендиректор ТНТ. «В обозримом будущем – скажем, через пять лет – то телевидение, которое мы знаем, – потоковое, линейное, когда зритель привязан к сетке передач, – подойдет к концу. Оно идет вразрез с интересами зрителя, который хочет смотреть любую передачу в любое нужное ему время. Смотрение в интернете и эфире сравняется, это будут какие-то невероятные подвижки». Из интервью «Ведомостям» 27.12.2012

Почти каждый четвертый житель России старше 10 лет смотрит телепередачи в интернете хотя бы раз в квартал, подсчитала Synovate Comcon (здесь и далее данные по городам с населением больше 100 000 человек). Доля таких зрителей выросла за последний год с 21,2 до 24,2%. Для сравнения: интернетом, по данным этой компании, хотя бы раз в месяц пользуется больше половины городских жителей.

Почти каждый день смотрят в сети телепередачи – например, отрывки новостных выпусков, сериалы, шоу – молодые люди до 24 лет. Люди старше 45 лет прибегают к такому способу смотрения реже одного раза в месяц.

Все больше россиян, которые не только смотрят телевизионные передачи в сети, но и вообще отказались от телеприемников. Почти 0,8 млн жителей страны в прошлом году видели продукцию телекомпаний только онлайн (это 1,3% от совокупной еженедельной телеаудитории). С одной стороны, поклонников традиционного смотрения только через телевизор в стране в 65 раз больше (почти 51 млн зрителей еженедельно). С другой – число ТВ-отказников за последний год выросло в полтора раза. Поэтому если в 2011 г. еженедельно телевизор смотрело 94,4% городских жителей, то в прошлом году – уже 92,8%, свидетельствуют данные Synovate Comcon.

В середине прошлого года другая исследовательская компания – comScore – опубликовала данные, из которых следует, что российский интернет-пользователь в среднем за месяц уже проводит за просмотром видео в сети почти целые сутки (более свежих данных нет). СomScore не выделяет в видеоконтенте смотрение телепередач. Тогда же компания зафиксировала в сети почти 1000 видеосайтов, ориентированных на российских пользователей.

За последние годы практически все крупные телекомпании страны обзавелись собственными видеопорталами: ВГТРК стала соучредителем Zoomby, CTC Media запустила Videomore, «Профмедиа» инвестировала в Ivi.ru, ТНТ создала Now.ru и т. д. В сети пользователи уже могут найти легальные версии практически всего содержимого

отечественного телеэфира, за исключением западных фильмов и сериалов (на такой контент телеканалы, как правило, интернет-права не получают). Все эти ресурсы, за исключением Now.ru, зарабатывают прежде всего на рекламе. Официально известны финансовые результаты только Videomore: его выручка за прошлый год составила $3,4 млн, сообщила недавно CTC Media; это меньше 1% всех рекламных доходов медиахолдинга в России.

Всего, по оценке Gazprom-Media Digital, в прошлом году доходы площадок от рекламы в видео в рунете достигли 1,6 млрд руб. На телеролики в эфире рекламодатели потратили 140 млрд руб.

Так что для телекомпаний видеопорталы сейчас не способ заработка, а инвестиции в будущее – как признают представители медиахолдингов, ни один из этих ресурсов пока даже не вышел на операционную прибыль.