От редакции: Не только война


Ушедший вчера писатель-фронтовик Борис Васильев родился в семье провинциальных интеллигентов, его отец-офицер чудом пережил чистки. «Меня воспитывали по старинке... почему я, безусловно, человек конца ХIХ века. И по любви к литературе, и по уважению к истории, и по вере в человека, и по абсолютному неуменью врать», – рассказывал он. Летом 1941 г., в 17 лет, Васильев добровольцем ушел на фронт, пережил кровавые бои 1941 г., выходил из окружения под Вязьмой. После спецпроверки и тяжелого ранения в марте 1943 г. он уже не воевал. Умный и совестливый человек, он всегда чувствовал долг памяти перед миллионами сверстников, не вернувшихся с войны, перед родственниками и перед родиной: «Мне и вправду выпал счастливый билет».

Первую пьесу Васильева «Танкисты», о смене поколений в послевоенной Советской армии, запретили в середине 1950-х. Но он продолжал писать сценарии для кино (соавтор легендарного советского фильма «Офицеры» с Василием Лановым в главной роли) и для... Клуба веселых и находчивых. Васильев долго искал собственный голос в прозе. Его повести «А зори здесь тихие» и «В списках не значился» пронзительны по точности изображения человека на войне. Но книги Васильева – это еще и протест против принципа «война все спишет» и против забвения павших.

Васильев не был только баталистом. Размышления о войне и судьбе своего поколения пробудили его интерес к истории. В исторических романах Васильев объясняет причины революции и Гражданской войны, их невероятную бесчеловечность отсутствием глубокой выстраданной веры. В этом, по мнению писателя, и причины бед и страданий русской деревни, разрушение которой привело к разрыву с традициями и к утрате исторической памяти. «Брели мы через жаркую пустыню, а куда брели, то и поводырям нашим неведомо», – сетует одна из героинь повести «Красные жемчуга». В последние годы Васильев чаще обращался к прошлому. «В нашей истории есть герои, там есть любовь. А уж какие там характеры... Молодые начинают читать. И приобщаются к истории. Ну и слава Богу», – сказал он в одном из последних интервью.